Общественный порядок в системе муниципального управления
Охрана общественного порядка является одной из обязанностей органов муниципального управления, установленной статьей 132 Конституции Российской Федерации.
Общественный порядок представляет собой такое состояние урегулированности отношений в обществе, в основе которого лежит реализация всех социальных принципов и норм.
Основным средством обеспечения общественного порядка выступают сила общественного воздействия. Помимо этого общественный порядок в силу тесной взаимосвязи с правопорядком подлежит обеспечению посредством применения принудительной силы государства. Первоочередную значимость в рамках защиты общественного порядка имеет человек и гражданин, а также его свободы и права. В соответствии с российской Конституцией права и свободы человека имеют высшую ценность, а их защита и обеспечение соблюдения выступает прямой обязанностью государства, что подтверждено содержанием статьи 2 Конституции Российской Федерации. Реализация прав и свобод, оговоренных российской Конституцией, осуществляется в первую очередь на уровне территорий муниципальных образований. В связи с этим ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит вопросы охраны общественного порядка к числу вопросов, имеющих местную значимость на уровне таких муниципальных образований как муниципальные районы и городские округа.
В состав органов обеспечения охраны общественного порядка включаются следующие:
- во-первых, прокуратура;
- во-вторых, суд;
- в-третьих, органы Федеральной службы безопасности России;
- в-четвертых, органы Министерства внутренних дел России;
- в-пятых, адвокатура;
- в-шестых, нотариат и так далее.
Обязанности органов муниципального управления по охране общественного порядка
Задача органов муниципального управления в сфере охраны общественного порядка на уровне муниципальных районов и городских округов заключается во взаимодействии с вышеперечисленными органами, осуществляющими свою деятельность на территории муниципальных образований, и координация этой деятельности. Именно решением этой задачи обеспечивается реализация конституционной обязанности органов муниципального управления по охране общественного порядка.
Органы муниципального управления выступают в качестве центра организации деятельности по охране общественного порядка на территории муниципальных образований. К числу мероприятий по охране общественного порядка на уровне муниципальных образований следует отнести:
- во-первых, осуществление комплексного планирования борьбы с преступностью с включением в осуществление этой деятельности всех видов правоохранительных органов, расположенных на территории муниципальных образований;
- во-вторых, возрождение практики привлечения граждан и общества к участию в профилактических мероприятиях в сфере охраны общественного порядка;
- в-третьих, обеспечение привлечения к мероприятиям по охране общественного порядка частных охранных организаций;
- в-четвертых, организация деятельности комиссий в сфере охране общественного порядка при главе муниципального образования.
При этом следует обратить внимание на тот факт, что согласно с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация обеспечения общественного порядка на территории таких муниципальных образований как муниципальные районы и городские округа отнесена к обязанностям муниципальной милиции. В настоящее время решение задач по охране общественного порядка на территории муниципальных образований возложена на полицию, поскольку отсутствует правовая база функционирования и организации муниципальной милиции.
Деятельность полиции в сфере обеспечения общественного порядка на территории муниципальных образований включает в себя следующие направления:
- во-первых, осуществление защиты чести и достоинства граждан, обеспечение их личной неприкосновенности;
- во-вторых, осуществление охраны общественного порядка, обеспечивающее реализацию правопорядка и законности на территории муниципального образования;
- в-третьих, оказание содействия органам муниципального управления в их деятельности, направленное на реабилитацию лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, а также осуществление контрольной деятельности за поведением этих лиц;
- в-четвертых, профилактические меры в сфере безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и так далее.
Полиция в рамках установленных для нее полномочий в соответствии с требованиями федерального законодательства обязана оказывать содействие органам муниципального управления в сфере защиты их прав. При этом для муниципальных органов управления установлена обязанность оказания содействия полиции при выполнении ею своих обязанностей в сфере охраны общественного порядка.
С охраной общественного порядка на муниципальном уровне связана реализация некоторых иных полномочий, к числу которых относятся:
- осуществление функций регистрации граждан при отсутствии на территории муниципального образования органов внутренних дел;
- участие в профилактике экстремизма и терроризма, обеспечение минимизации или ликвидации их последствий на территории муниципальных образований;
- обеспечение первичных мер пожарной безопасности;
- обеспечение безопасности движения транспорта;
- организация и осуществление мероприятий в сфере гражданской обороны и защиты населения и территорий образований от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
- предоставление помещений для работы участковых уполномоченных полиции и так далее.
Органы муниципального управления обязаны обеспечивать права и свободы населения независимо от их направлений деятельности. При осуществлении охраны общественного порядка органами муниципального управления обеспечивается реализация единой государственной политики в этой сфере.