Понятие местного муниципального управления
Местное муниципальное управления (местное самоуправление) – это обособленная от государства форма управления муниципальными образованиями.
Содержание местного муниципального управления заключается в самостоятельном и ответственном решении населением муниципального образования вопросов местного значения. В основе организации местного самоуправления лежат интересы населения конкретного муниципального образования, исторические и местные особенности его создания и развития. Муниципальное управление обособленно от государственного управления, то есть имеет автономный характер.
Принципиальные основы местного самоуправления
В основе осуществления местного муниципального управления лежит несколько принципов, характеризующих основы и параметры осуществления муниципального управления. Назначение принципов состоит в обеспечении единообразного подхода к осуществлению муниципального управления. В состав принципов муниципального управления входят:
- во-первых, гарантированность и признание местного самоуправления на конституционном уровне. Основа этого принципа заложена в том, что существует мнение об отказе от государственного участия в учреждении и организации местного самоуправления и просто признании государством факта его существования и осуществления. Признание муниципального управления государством подразумевает учет особенностей исторического и традиционного развития отдельных муниципальных образований. Этот факт обусловлен тем, что местное самоуправления, как правило, имеет более длительную историю, чем государственное. Российская практика организации местного самоуправления ориентирована на мировую практику в данной области, что выражается в конституционном признании статуса муниципального управления. Муниципальное управления является формой отправления населением своей власти. Таким образом, муниципальное управление является обязательным признаком демократического режима управления государством. Государственная поддержка местного самоуправления основана на целой системе гарантий, которые имею правовой, организационный и финансово-экономический характер. Часть гарантий для местного самоуправления закреплена на конституционном уровне;
- во-вторых, самостоятельность местного самоуправления, проявляющаяся в реализации широкого спектра специальных юридических средств, позволяющих понять природу муниципального управления. Собственная компетенция муниципального управления включает предметы ведения и полномочия по их разрешению. Для местного муниципального управления установлены определенные границы, обусловленные полномочиями местного самоуправления. Основу принципа самостоятельности муниципального управления составляют права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, формирования и использования муниципальных бюджетов, ведения хозяйства муниципального образования. Самостоятельность муниципального управления также проявляется в возможности издания местных нормативных актов, имеющих законную силу на территории муниципального образования. Обязательность подчинения местному законодательству оговорена на федеральном уровне;
- в-третьих, независимость муниципального управления. Этот принцип является одним из самых спорных, однако он закреплен на конституционном уровне. В соответствии с данным принципом муниципальные органы власти отграничены от государственной власти;
- в-четвертых, ответственность муниципального управления. Реализация данного принципа подразумевает подотчетность действий местных властей населению муниципального образования, региону, государству. Порядок несения ответственности перед населением определяется уставом муниципального образования;
- в-пятых, недопустимость государственного участия в формировании местных органов власти. В основе этого принципа лежит вся сущность муниципального управления. Государственное участие в муниципальном управлении может выражаться только в осуществлении надзорной функции за соблюдением порядка избрания муниципальных органов власти и законодательства в процессе осуществления муниципального управления;
- в-шестых, судебная защита муниципального управления. Возможность судебной защиты муниципального управления защищает местные органы власти от государственного вмешательства в решение местных вопросов. Также привилегией судебной защиты может воспользоваться население муниципального образования в том случае, если посчитает, что государственные правовые акты противоречат закрепленным правам муниципального управления.
Правовая база осуществления местного муниципального управления
Опорой муниципального управления являются три основы: правовая, территориальная, финансово-экономическая.
Формирование правовой базы муниципального управления находится в ведении субъектов Федерации. Совместного на федеральном и региональном уровне устанавливаются только общие принципы муниципального управления, что позволяет издавать на федеральном уровне правовые акты, регулирующие этот вопрос. Правовую базу местного самоуправления составляют нормативные акты субъектов Федерации и уставы муниципальных образований.
Правовая база муниципального управления – совокупность нормативно-правовых актов различного уровня и отдельных норм права, на основе которых осуществляется регулирование вопросов муниципального управления.
Помимо национального законодательства в правовую базу муниципального управления входят международные правовые акты, провозглашающие общие принципы местного самоуправления. К числу таких нормативных актов относится Европейская хартия местного самоуправления 1985 года. Часть положений данного нормативного акта реализована в системе муниципального управления в России.