Значение менеджмента муниципального управления
Местное самоуправление представляет собой один из главнейших институтов демократического общества и правового государства.
Степень реализации участия населения муниципалитета в решении вопросов местного значения, реализации их прав и свобод на местном уровне отражает уровень демократического развития государства и общества в целом.
Указанное предопределяет необходимость совершенствования механизмов муниципального управления, в том числе посредством применения инструментов, реализуемых предприятиями частной формы собственности.
Менеджмент муниципального управления должен сегодня стремиться к преодолению общественной отстраненности и отчужденности от механизма реализации публичной власти при решении вопросов местного значения, формированию активной позиции населения по вопросам социально-экономического и политического развития муниципалитета.
Муниципальные органы сегодня как органы, основной целью деятельности которых является наиболее полная реализация прав и свобод местного населения как потребителя муниципальных услуг, должны внедрять в свою деятельность бизнес-инструменты работы с потребителями.
Кроме того, из бизнес-сферы должны быть заимствованы инструменты оценки эффективности деятельности муниципальных органов и учреждений и их должностных лиц, отражающие, прежде всего, удовлетворенность граждан деятельностью муниципальной власти.
Решение муниципальных задач должно строиться на экономическом принципе эффективности – оптимальном использовании имеющихся ресурсов, с максимальной пользой при минимальных затратах.
Менеджмент муниципального управления должен выполнять следующие функции:
- обеспечивать полное удовлетворение потребностей населения муниципалитета;
- принимать научно и практически, социально, экономически и политически обоснованные решения, отражающие позицию большинства населения по местным вопросам;
- аккумулировать ресурсы, необходимые для решения местных задач и другое.
Проблемы современного менеджмента муниципального управления в России
Институт муниципального управления современной России функционирует свыше двадцати лет, однако по-прежнему к числу основных методов обеспечения его функционирования относится исключительно нормативно-правовое регулирование.
Не оспаривая роль указанного метода в муниципальном управлении, приходится признать, что без должного подкреплении инструментами менеджмента он не способен преодолеть негативные общественные явления современного муниципального управления, в том числе:
- отсутствие активной социальной позиции местного населения, социальной сплоченности;
- недоверие населения к деятельности всех органов публичной власти, в том числе и на местном уровне;
- непрозрачность управленческой деятельности местных органов власти для населения муниципалитета;
- недоступность властных структур для населения;
- отсутствие системы управления, объединяющей и направляющей усилия отдельных муниципальных органов и учреждений при решении конкретных вопросов местного значения и другое.
Понятие муниципального менеджмента
Категория «менеджмент» традиционно используется для определения хозяйственно-управленческой деятельности предприятий частных форм собственности, использование указанного термина в муниципальном управлении призвано подчеркнуть необходимость ориентации муниципального управления как всякого управления на оптимальное соотношение ресурсов и потребностей, на эффективность, на население как потребителя муниципальных услуг и др.
Узкая трактовка муниципального менеджмента предполагает его понимание как практики муниципального управления социально-экономических и общественно-политических местных процессов усилиями муниципальных органов и учреждений в рамках предоставленных им законом полномочий.
Более широко, муниципальный менеджмент можно опередить как систему организационных отношений в области социально-экономического развития муниципалитета, складывающихся между государственными и муниципальными органами управления, общественными объединениями и другими институтами гражданского общества.
Становление муниципального менеджмента исторически опосредует процесс обособления интересов местного территориального сообщества и возникновения особой категории управленческой деятельности (муниципального управления), направленной на удовлетворения потребностей населения муниципалитета.
При этом подлинное осуществление менеджмента муниципального управления имеет место только в том случае, когда местное население представляет территориальную общность, активного участника общественно-политической жизни для формирования комфортной среды жизнедеятельности, а муниципальные органы, в свою очередь, ориентируют свою деятельность исключительно на нужды населения, обеспечивая эффективное использование ресурсов для их удовлетворения.
Менеджмент муниципального управления – сложный управленческий процесс, предполагающий решению управленческих задач в самых разных сферах жизнедеятельности населения муниципалитета в том числе:
- в бюджетной сфере: планирование, утверждение, исполнение, контроль исполнения бюджета;
- в сфере местного налогообложения;
- в области управления муниципальным имуществом;
- в сфере дорожной деятельности (автомобильных дорог);
- в области предоставления транспортных услуг;
- в сфере обеспечения общественного порядка, в том числе противотеррористической деятельности;
- в области обеспечения дошкольного и школьного образования и другое.
Указанное выше актуализирует в рамках реализации менеджмента муниципального управления координацию деятельности специалистов самых разных направлений для решения задач успешного социально-экономического развития муниципалитета в целом.