Лидерство в государственном и муниципальном управлении – это наличие у государственных и муниципальных служащих общественного влияния, позволяющего им объединять других государственных и муниципальных служащих с целью максимально эффективного достижения целей государственного и муниципального управления.
Законодательные основы лидерства в государственном и муниципальном управлении
В соответствии с федеральным законодательством можно выделить несколько подходов к лидерству на государственной и муниципальной службе. Особенности лидерства в рамках этих подходов определяются такими факторами как масштаб, пределы полномочий, ответственность, степень детализации реализуемых функций.
Можно выделить следующие подходы к лидерству в государственном и муниципальном управлении в соответствии с классификацией должностей государственной и муниципальной службы:
Лидеры органов государственной и муниципальной власти, имеющие должности руководителей и заместителей руководителей органов государственного и муниципального управления. Сферу деятельности этих лидеров можно рассматривать в разрезе двух частей:
- обеспечение реализации функций органов государственного и муниципального управления в определенной сфере деятельности, в рамках установленных законодательством прав и обязанностей этих должностей. Такое лидерство характеризуется как «лидерство-служение». Лидерство в рассмотренном случае выражается в умении осуществлять реализацию генеральной линии органа государственной или муниципальной власти, обеспечивать адекватную реакцию на динамику внешней и внутренней среды, осуществлять разработку стратегии организации деятельности органа, обеспечивать его четкое взаимодействие и координацию деятельности подразделений, прогнозировать будущее, демонстрируя проактивное мышление. Для таких лидеров характерно большее внимание к государственным интересам, нежели к собственным;
- лидерство в рамках аппарата управления органа государственной и муниципальной власти, проявлением которого является отношение к персоналу. В этом случае лидер стремится трансформировать государственный или муниципальный аппарат в структуру обучающего, инновационного характера, реализующую командный подход. Для таких лидеров большое значение имеет профессионализм государственных и муниципальных служащих, стимулирование этих служащих на саморазвитие, творчество, принятие ответственности, активное привлечение к участию в разработке и принятии управленческих решений. Лидеры такого типа обеспечивают формирование сильной команды, способной осуществлять решение сложных задач развития территории в социально-экономическом плане.
Лидеры структурных подразделений органов государственного и муниципального управления. Усилия этих лидеров направлены на решение краткосрочных и текущих задач государственного и муниципального управления. В формировании подхода к лидерству находится ориентация на государственных и муниципальных служащих. Для повышения эффективности государственного и муниципального управления при данном типе лидерства используются не только традиционные стили управления в виде авторитарного, демократического или либерального, но и ситуационное лидерство, трансформационное лидерство, командный подход, широкое применение сетевых коммуникаций, обеспечивающее внедрение виртуального лидерства.
- Лидерство на уровне специалистов. Это лидерство распространяется на должности, которые учреждаются для профессионального обеспечения исполнения органами государственного и муниципального управления, их задач и функций. Лидер-специалист является лучшим исполнителем функциональных обязанностей на своей позиции. Он обладает авторитетом, экспертным мнением, способностью грамотно оценивать происходящие изменения и умеет консультировать других специалистов.
К числу профессиональных и личностных качеств лидеров в государственном и муниципальном управлении на основе проводимых исследований относятся:
- трудоголизм;
- жесткость управления;
- использование дипломатии;
- публичность;
- наличие бизнес-навыков;
- коммуникации;
- использование виртуальных сетевых пространств;
- социальная ориентированность деятельности;
- способность по организации кадровой работы.
Факторы успеха лидеров в государственном и муниципальном управлении
Проявление лидерства в государственном и муниципальном управлении зависит от множества факторов, к числу которых можно отнести:
- во-первых, наличие у лидера определенных личностных качеств, включающих в себя высокий уровень профессионализма, ответственности, наличия доверия к людям, инициативности, умения комплексно и системно осмысливать ситуацию и проблему, реализовывать генеральную линию органа государственного и муниципального управления, разрабатывать его стратегию и так далее;
- во-вторых, наличие умения обеспечить использование различных стилей своего поведения по отношению к государственным и муниципальным служащим, последователям и населению;
- в-третьих, способность демонстрировать высокие моральные качества, умение управлять собственными эмоциями, эмоциями других людей, применять навыки расположения к себе и людям, коммуникации.
Проблемы лидерства в государственном и муниципальном управлении
Лидерство в государственном и муниципальном управлении может стать причиной различных проблем. К примеру, харизматичный государственный или муниципальный служащий может стать лидером, не имея соответствующих профессиональных навыков и способностей к управлению. В основе такого лидерства зачастую находится политическое лидерство, выражающее способность заразить своими идеями других людей. Но это лидерство не всегда обеспечивает эффективную административную работу органов государственного и муниципального управления.
При этом люди, обладающие соответствующими навыками для обеспечения эффективной работы органов государственной и муниципальной власти, могут не обладать достаточно яркими личностными качествами, чтобы обеспечить себе лидерские позиции в коллективе.
Выявление лидеров в системе государственной и муниципальной власти требуют организации специального направления кадровой работы с государственными и муниципальными служащими.