Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лидерство в государственном и муниципальном управлении

Определение 1

Лидерство в государственном и муниципальном управлении – это наличие у государственных и муниципальных служащих общественного влияния, позволяющего им объединять других государственных и муниципальных служащих с целью максимально эффективного достижения целей государственного и муниципального управления.

Законодательные основы лидерства в государственном и муниципальном управлении

В соответствии с федеральным законодательством можно выделить несколько подходов к лидерству на государственной и муниципальной службе. Особенности лидерства в рамках этих подходов определяются такими факторами как масштаб, пределы полномочий, ответственность, степень детализации реализуемых функций.

Можно выделить следующие подходы к лидерству в государственном и муниципальном управлении в соответствии с классификацией должностей государственной и муниципальной службы:

  1. Лидеры органов государственной и муниципальной власти, имеющие должности руководителей и заместителей руководителей органов государственного и муниципального управления. Сферу деятельности этих лидеров можно рассматривать в разрезе двух частей:

    • обеспечение реализации функций органов государственного и муниципального управления в определенной сфере деятельности, в рамках установленных законодательством прав и обязанностей этих должностей. Такое лидерство характеризуется как «лидерство-служение». Лидерство в рассмотренном случае выражается в умении осуществлять реализацию генеральной линии органа государственной или муниципальной власти, обеспечивать адекватную реакцию на динамику внешней и внутренней среды, осуществлять разработку стратегии организации деятельности органа, обеспечивать его четкое взаимодействие и координацию деятельности подразделений, прогнозировать будущее, демонстрируя проактивное мышление. Для таких лидеров характерно большее внимание к государственным интересам, нежели к собственным;
    • лидерство в рамках аппарата управления органа государственной и муниципальной власти, проявлением которого является отношение к персоналу. В этом случае лидер стремится трансформировать государственный или муниципальный аппарат в структуру обучающего, инновационного характера, реализующую командный подход. Для таких лидеров большое значение имеет профессионализм государственных и муниципальных служащих, стимулирование этих служащих на саморазвитие, творчество, принятие ответственности, активное привлечение к участию в разработке и принятии управленческих решений. Лидеры такого типа обеспечивают формирование сильной команды, способной осуществлять решение сложных задач развития территории в социально-экономическом плане.
  2. Лидеры структурных подразделений органов государственного и муниципального управления. Усилия этих лидеров направлены на решение краткосрочных и текущих задач государственного и муниципального управления. В формировании подхода к лидерству находится ориентация на государственных и муниципальных служащих. Для повышения эффективности государственного и муниципального управления при данном типе лидерства используются не только традиционные стили управления в виде авторитарного, демократического или либерального, но и ситуационное лидерство, трансформационное лидерство, командный подход, широкое применение сетевых коммуникаций, обеспечивающее внедрение виртуального лидерства.

  3. Лидерство на уровне специалистов. Это лидерство распространяется на должности, которые учреждаются для профессионального обеспечения исполнения органами государственного и муниципального управления, их задач и функций. Лидер-специалист является лучшим исполнителем функциональных обязанностей на своей позиции. Он обладает авторитетом, экспертным мнением, способностью грамотно оценивать происходящие изменения и умеет консультировать других специалистов.
«Лидерство в государственном и муниципальном управлении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

К числу профессиональных и личностных качеств лидеров в государственном и муниципальном управлении на основе проводимых исследований относятся:

  • трудоголизм;
  • жесткость управления;
  • использование дипломатии;
  • публичность;
  • наличие бизнес-навыков;
  • коммуникации;
  • использование виртуальных сетевых пространств;
  • социальная ориентированность деятельности;
  • способность по организации кадровой работы.

Факторы успеха лидеров в государственном и муниципальном управлении

Проявление лидерства в государственном и муниципальном управлении зависит от множества факторов, к числу которых можно отнести:

  • во-первых, наличие у лидера определенных личностных качеств, включающих в себя высокий уровень профессионализма, ответственности, наличия доверия к людям, инициативности, умения комплексно и системно осмысливать ситуацию и проблему, реализовывать генеральную линию органа государственного и муниципального управления, разрабатывать его стратегию и так далее;
  • во-вторых, наличие умения обеспечить использование различных стилей своего поведения по отношению к государственным и муниципальным служащим, последователям и населению;
  • в-третьих, способность демонстрировать высокие моральные качества, умение управлять собственными эмоциями, эмоциями других людей, применять навыки расположения к себе и людям, коммуникации.

Проблемы лидерства в государственном и муниципальном управлении

Лидерство в государственном и муниципальном управлении может стать причиной различных проблем. К примеру, харизматичный государственный или муниципальный служащий может стать лидером, не имея соответствующих профессиональных навыков и способностей к управлению. В основе такого лидерства зачастую находится политическое лидерство, выражающее способность заразить своими идеями других людей. Но это лидерство не всегда обеспечивает эффективную административную работу органов государственного и муниципального управления.

При этом люди, обладающие соответствующими навыками для обеспечения эффективной работы органов государственной и муниципальной власти, могут не обладать достаточно яркими личностными качествами, чтобы обеспечить себе лидерские позиции в коллективе.

Выявление лидеров в системе государственной и муниципальной власти требуют организации специального направления кадровой работы с государственными и муниципальными служащими.

Дата последнего обновления статьи: 20.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot