Коррупционный риск – это:
- во-первых, величина, которая характеризует вероятность для человека попасть в коррупционную ситуацию;
- во-вторых, величина, характеризующая вероятность возникновения коррупционного поведения, в основе которого может быть несоблюдение запретов, ограничений, обязанностей, предусмотренных для государственных служащих в связи с внесением государственной службы.
Коррупционные практики – это совокупность способов, методов и средств формирования благоприятных условий для осуществления коррупционных деяний и обеспечения латентной коррупции за счет использования пробелов в законодательстве, подкупа ответственных должностных лиц, наделенных специальной деликтоспособностью.
Особенности возникновения коррупционных рисков в строительной сфере
Коррупционные риски в строительной сфере – это потенциальные возможности совершения коррупционных деяний за счет наличия пробелов в законодательстве или управленческом процессе в строительстве, способствующие неправомерному извлечению материальной и другой выгоды при осуществлении строительной деятельности.
Другими словами, коррупционные риски можно обозначить как обстоятельства и условия, которые мотивируют или создают возможность для должностных лиц строительной сферы вступать в отношения коррупционного характера.
К числу причин возникновения коррупционных рисков в строительной сфере можно отнести:
- во-первых, причины технического характера. К этой группе причин можно отнести громоздкость системы отчетности строительных организаций, сложность технологического процесса, сложность технического контроля выполненных работ и так далее;
- во-вторых, причины социального характера. К этой группы причин можно отнести недееспособность системы ограничений и запретов, налагаемых на должностных лиц в строительной сфере, закрытый характер принятия управленческих решений, низкий уровень эффективности контроля за деятельностью должностных лиц в строительной сфере, слабый уровень правовой защищенности лиц, готовых сотрудничать с правоохранительными органами, и так далее;
- в-третьих, причины экономического характера. К этой группе причин следует отнести низкий уровень развития конкуренции в строительной сфере, диктат экономики теневого сектора, наличие «серых» управленческих и финансовых схем, высокий уровень налогообложения, трудности преодоления политических барьеров и так далее.
Большая часть коррупционных рисков в строительной сфере обусловлена наличием существенных бюрократических препон, возникающих при осуществлении строительства. Необходимость получения огромного количества разрешительной документации при склонности чиновников к торможению процесса на основании пробелов в законодательстве ведет к тому, что представители строительных организаций вынуждены для предотвращения огромных финансовых потерь давать взятки.
Взяточничество в строительной сфере может осуществляться в следующих формах:
- взятка-благодарность, которая может быть следствием коррупционного действия со стороны чиновников в отношении строительных организаций без предварительного согласования;
- взятка-вознаграждение, которая передается чиновникам после выполнения оговоренных действий;
- деловая взятка, направленная на стимулирование чиновников на выполнение своих профессиональных обязанностей;
- покровительственная взятка, передаваемая чиновнику за благоприятное решение проблем, включенных в их должностную компетенцию, и так далее.
Характеристика коррупционных практик в строительстве
Строительная отрасль представляет собой наиболее крупную и динамично развивающуюся отрасль народного хозяйства. Строительная отрасль в силу своей высокой затратности привлекает крупные инвестиционные потоки, способствующие возникновению коррупции в этой сфере.
Коррупционная практика в строительной сфере позволяет выделить три группы коррупции:
- во-первых, коррупция низкого уровня, представляющая собой банальное воровство. Данный вид коррупции выражается кражи строительных материалов для личных нужд рядовых работников строительных организаций;
- во-вторых, коррупция среднего уровня, представляющая собой махинации среднего звена управленческого состава строительных организаций. К примеру, прораб может заменить дорогостоящие материалы их дешевым и некачественным аналогом;
- в-третьих, коррупция высокого уровня, представляющая собой неправомерные действия руководителей строительных организаций, представителей тендерных комиссий и представителей власти.
Третий, высокий уровень коррупции охватывает колоссальные средства и возможности.Например, на этапе выставления тендера взяточничество направлено на обеспечение возможности получения заказа, в практике правоохранительных органов это вид взятки обозначают термином «откат». Система откатов способствует движению крупных финансовых средств еще до начала строительства того или иного объекта.
Еще одним видом коррупционной практики в строительной сфере является формирование строительных смет в пользу подрядчика. На сметном этапе используются показатели, подразумевающее применение качественных и дорогих материалов в необходимом объеме, при этом по факту они заменяются дешевыми аналогами, в гораздо более меньших объемах. Такой вид коррупционной практики ведет к нарушению строительных норм, возможным претензиям по качеству строительства, трагедиям в обществе (к примеру, при землетрясении в Армении в 1988 году экспертиза показала низкую вязкость используемого при строительстве домов цемента).
В строительной сфере существует огромное количество коррупционных практик. При этом большинство из них достаточно легко выявить за счет проведения определенных видов профессиональных экспертиз. Кроме того, зачастую сотрудники строительных фирм являются источниками публичной утечки информации о коррупционных деяниях представителей строительной сферы, однако это не всегда приводит к наказанию виновных.