Контроль и мониторинг в государственном управлении – это система контрольно-надзорной деятельности, реализуемая органами государственного управления, а также общественными организациями в отношении действий органов государственной власти с целью обеспечения их эффективного функционирования.
Необходимость и сущность контроля и мониторинга в государственном управлении
Контрольная деятельность является неотъемлемой частью государственной управляющей системы, реализуемой с целью выявления отклонений действий органов государственного управления и должностных лиц от принятой системы стандартов, законности, неэффективности и так далее. Контрольная деятельность призвана устранять, предупреждать, сокращать нарушения в будущем.
Контроль и мониторинг в государственном управлении призваны обеспечивать проведение мероприятий превентивного характера.
Контроль и мониторинг в государственном управлении представляет собой совокупность процедур, инструментов и организационных структур, которая обеспечивает достижение поставленных целей, гарантирует правильность расходования ресурсов сообразно установленным задачам, защищает процесс государственного управления от ошибок при принятии управленческих решений, снижает риски реализации государственной политики и программы.
Основное назначение контроля и мониторинга в государственном управлении состоит в совершенствовании государственной структуры, повышении эффективности и результативности работы органов государственного управления. Контрольные мероприятия подразумевают наблюдение за функционированием подконтрольных органам государственного управления, получение достоверных сведений относительно состояния служебной дисциплины и законности, предотвращении и устранении выявленных нарушений, установлении условий и причин правонарушений, привлечении к ответственности лиц виновных в нарушениях.
Виды контроля и мониторинга в системе государственного управления
Контроль и мониторинг в системе государственного управления можно разделить на два основных вида:
- внешний контроль и мониторинг в системе государственного управления. Данный вид контроля осуществляется уполномоченными на реализацию контрольно-надзорных полномочий организациями;
- внутренний контроль и мониторинг в системе государственного управления. Данный вид контроля осуществляется внутриведомственными органами государственного управления, наделенными соответствующими контрольно-надзорными полномочиями.
Формы контроля и мониторинга в государственном управлении
Контроль и мониторинг в государственном управлении реализуется в виде следующих форм:
- во-первых, президентская форма. Осуществление президентского контроля возлагается на главу российского государства непосредственно либо через систему соответствующих структур, возглавляемых Контрольным Управлением президентской Администрации. Контрольные полномочия Президента России реализуются через систему подбора и расстановки кадров на уровне федерального и регионального управления, отмены Постановлений Правительства, администрации регионов;
- во-вторых, парламентская форма. Данная форма контроля в России является достаточно слабой из-за отсутствия у Парламента достаточного объема контрольных полномочий. На сегодняшний день контрольные полномочия Парламента подразумевают выражение согласия в отношении назначения высших должностных лиц государственного управления, выражение доверия Правительству и так далее;
- в-третьих, административный контроль. Данная форма контроля реализуется органами государственного управления, подразумевая проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении высших должностных лиц и органов государственного управления в целом относительно действий подчиненных, их обжалования перед вышестоящими руководителями. Субъектами административного контроля в общем виде выступает российское Правительство, в ведомственной форме – министерства и ведомства в отношении подчиненных им органов государственного управления и организаций, в межведомственной форме – ведомственные органы, осуществляющие контрольную деятельность в пределах своей компетенции;
- в-четвертых, финансовый контроль. Данная форма контроля и мониторинга осуществляется в отношении эффективности и правомерности использования финансовых ресурсов государства. Субъектами данной формы контроля и мониторинга является Министерство финансов Российской федерация, Центральный банк России, Счетная Палата и так далее;
- в-пятых, судебный контроль. Данная форма контроля признается внешней по отношению к государственным органам власти, осуществляется с целью защиты граждан и хозяйствующих субъектов от незаконных действий органов государственного управления. В качестве субъектов судебного контроля выступают различные суды, например, Конституционный, общей юрисдикции, арбитражные и так далее. На эффективность судебного контроля в системе государственной власти прямое влияние оказывает эффективность правосудия в государстве, независимость судебной системы от иных ветвей власти;
- в-шестых, общественный контроль. Данная форма контроля призвана обеспечить гласность и возможность участия граждан в системе государственного управления.
Характеристика современных тенденций в системе государственного контроля и мониторинга
Система контроля и мониторинга в государственном управлении характеризуется следующими современными тенденциями:
- во-первых, смещением акцентов контрольно-мониторинговой деятельности от входящего контроля к контролю результатов;
- во-вторых, предоставление большей ответственности и самостоятельности руководителем в отношении использования ресурсов и разработки программ при уменьшении контроля над ними;
- в-третьих, повышение гибкости и ответственности руководителей за счет применения современных инструментов отчетности и контрактной системы в отношении определенных работ.