Конституционные основы государственной службы Российской Федерации – это принципиальные положения организации и несения государственной службы в Российской Федерации, закрепленные основным нормативным документом страны.
Государственная служба в демократическом государстве, ее нормативное регулирование
Государственная служба, организованная на высоком уровне и развитая, выступает в качестве неотъемлемого атрибута демократических государств, находящихся на высокой ступени развития. Зрелость государства проявляется через его аппарат управления, функционирование которого обеспечивается государственными служащими.
Порядок организации несения государственной службы регламентируется национальным законодательством. В качестве источника законодательства, регулирующего государственную службу, понимают совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок организации государственной службы и определяющих правовой статус государственных служащих.
В российском законодательстве отсутствует один-единственный нормативно-правовой акт, регламентирующий все вопросы организации и несения государственной службы, для этого применяется целый комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих различные вопросы организации и несения государственной службы.
На первом месте в системе этих нормативно-правовых актов находится российская Конституция, которая дополняется соответствующими федеральными законами, президентскими указами, правительственными постановлениями, нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями и уставами регионов, законодательными и нормативными актами регионального уровня.
Вся совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок организации и несения государственной службы в Российской Федерации, образует иерархическую систему, в которой каждый уровень нормативного регулирования находится в подчинении других уровней нормативного регулирования.
Регулирование государственной службы Российской Конституцией
Российская Конституция закрепляет само существование института государственной службы в российском государстве и устанавливает основные принципы организации этой службы на территории Российской Федерации.
К числу конституционных принципов организации и несения государственной службы в Российской Федерации относятся:
- принцип верховенства российской Конституции, а также федеральных законов на территории российского государства;
- принцип единства система государственного управления, разграничение предметов ведения между федерацией и регионами. Данный принцип призван обеспечить единство государственной службы и соблюдение разграничения полномочий и предметов ведения федеральных и региональных органов государственной власти. Федеральная государственная служба является предметом ведения федеральных органов государственного управления, в то время как региональная государственная служба является предметом совместного ведения Российской Федерации и регионов. Это касается правового регулирования несение региональной государственной службы, кто время как организационные вопросы составляют предмет ведения региональных властей. Также этот принцип обеспечивает отражение целостности системы, взаимодействия и взаимосвязи трех видов государственной службы в разрезе военной, гражданской и правоохранительной и двух ее уровней – федерального и регионального. Единство выражается в наличии общих признаков на всех уровнях и во всех видах государственной службы. Государственная служба наделена общими правовыми, организационными, управленческими основами, утверждаемыми федеральным законодательством. При этом особенности отдельных видов и уровней государственной службы определяются федеральными законами и региональным законодательством;
- принцип приоритетности и свобод и прав гражданина и человека, их непосредственного действия. Этот принцип обусловлен признанием на уровне Конституции человека, его свобод и прав высшей ценностью государства. Содержание государственной службы как социального института проявляется в правах и свободах гражданина и человека;
- принцип обязанности государства осуществлять признание, соблюдение и защиту свобод и прав гражданина и человека. Государственные служащие обязаны обеспечивать защиту конституционно-правового статуса российского гражданина, что не позволяет им вмешиваться в личную жизнь граждан;
- принцип разделения исполнительной, законодательной и судебной власти. Этот принцип обеспечивает дифференциацию государственной службы в зависимости от того, в рамках какой ветви власти оно осуществляется. Каждый вид государственной службы, соответствующий определенной ветви власти, осуществляет взаимодействие с другими органами государственного управления, ограничивая и уравновешивая друг друга;
- принцип равенства доступа населения к государственной службе. Данный принцип государственной службы, провозглашенный российской Конституцией, обеспечивает ее соответствие международному пакту о гражданских и политических правах, принятому Генеральной ассамблеей ООН в 1966 году. При найме на государственную службу не допускаются косвенные или прямые ограничения по таким критериям как раса, национальность, пол, язык, социальное происхождение, должностное и имущественное положение, место жительства, отсутствие или наличие гражданства субъектов РФ, религиозные и иные убеждения, принадлежность к общественным организациям. При этом статусом государственного служащего может быть наделен только гражданин Российской Федерации, способный в соответствии со своими деловыми качествами и состоянием здоровья профессионально осуществлять реализацию функций, составляющих основу деятельности соответствующего органа государственного управления.
Также российской Конституцией устанавливается состав некоторых обязанностей должностных лиц государственной службы.