Конституционно-правовые основы местного самоуправления в РФ – это конституционно-правовые положения, которые характеризуют институт местного самоуправления как один из базовых элементов демократии и гарантируют населению право самостоятельно решать вопросы местного значения непосредственно или через органы муниципального управления.
Конституционно-правовой статус местного самоуправления в РФ
В теории и практике публичного управления институт местного самоуправления рассматривается как основа демократического политического устройства, которая обеспечивает в частности становление институтов гражданского общества и способствует формированию правового государства.
На уровне местного самоуправления население непосредственно реализует свое право на политическое управление обществом: на уровне местных сообществ население осваивает инструменты взаимодействия с системой публичного управления и инструменты участия в решении вопросов, имеющих значение для непосредственной жизнедеятельности.
В соответствии с положениями действующей Конституции:
- Россия представляет собой демократическое республиканское правовое государство;
- население страны выступает исключительным источником власти и, соответственно, суверенитета;
- местное самоуправление характеризуется как уровень публичного управления, обеспечивающий самостоятельное разрешение местных вопросов местным сообществом, в том числе вопросов владения, пользования, распоряжения имуществом, составляющим муниципальную собственность.
Таким образом, действующая Конституция определяет местное самоуправление как основу демократического политического устройства Российского государства.
Закрепление правового статуса местного самоуправления на конституционном уровне является необходимой гарантией демократического политического устройства, поскольку местное самоуправление – это инструмент осуществления народом публичной власти и наиболее приближенный к населению уровень публичного управления, действующий относительно самостоятельно и автономно от центральной власти посредством функционирования сформированных местным сообществом органов или через непосредственное осуществление власти местным сообществом на выборах, референдумах, сходах граждан и пр.
Характеристика конституционно-правовых основ местного самоуправления в РФ
В соответствии с положениями ст. 12 Конституции в стране гарантируется и признается институт местного самоуправления, который предполагает возможность местного сообщества в рамках вопросов местного значения действовать автономно. При этом действующая Конституция, указывая на относительную самостоятельность и автономность органов местного самоуправления, исключает их из состава государственных органов. Однако при этом последние поправки, внесенные в Конституцию России, вносят определенные изменения в статус местного самоуправления, подчеркивая то обстоятельство, что несмотря на то, что органы местных сообществ не входят в систему государственных органов, они включены в единую систему публичного управления страной. Указанное конституционное положение имеет важные следствия:
- органы местного самоуправления, реализуя самостоятельно свои полномочия, обеспечивают социально-экономическое развитие местных территорий в соответствии с общими направлениями социально-экономического развития страны и регионов;
- необходимость эффективного осуществления публичного управления в стране предопределяет необходимость выработки каналов взаимодействия и поддержки между федеральными, региональными и местными органами для наиболее эффективной реализации полномочий публичного управления и предоставления государственных и муниципальных услуг.
Действующая Конституция предусматривает отдельную главу, регламентирующую общие вопросы местного самоуправления. Согласно нормам ст. 130 Основного закона институт местного управления в стране учрежден и функционирует для самостоятельного разрешения местным сообществом вопросов местного значения. При этом нормы содержат указания на инструменты реализации местным сообществом местного самоуправления:
- референдум;
- выборы;
- иные инструменты прямого волеизъявления;
- функционирование сформированных непосредственно населением органов и иных органов муниципального управления.
Конституционно-правовые нормы также устанавливают виды местных сообществ в стране, в которых учреждается и функционирует институт местного самоуправления:
- городские поселения;
- сельские поселения;
- иные территории.
Кроме того, конституционными положениями гарантируется учет мнения местного сообщества при изменении границ муниципалитетов.
Конституционными положениями определяется общий круг вопросов, которые самостоятельно решает местное население (либо непосредственно, либо через формируемые и иные органы муниципального управления):
- управление имуществом, составляющим муниципальную собственность;
- разработка и определение бюджета местного сообщества;
- определение налогов и иных сборов в местном сообществе;
- реализация функции охраны общественного порядка.
Круг вопросов местного значения в Конституции определяется как открытый перечень, который получает детальную регламентацию в специальном федеральном законодательстве, устанавливающем основы реализации местного самоуправления в стране.
К числу важнейших гарантий местного самоуправления, предусмотренных Конституцией, относятся гарантии права:
- на защиту интересов местного сообщества в судебном порядке;
- на компенсацию тех расходов, которые система муниципального управления несет в случае осуществления публичных полномочий совместно с государственными органами;
- недопустимость ограничения прав местных сообществ гарантирована Конституцией и специальным федеральным законодательством.
Кроме того, важнейшая гарантия по реализации института местного самоуправления предусматривается специальным федеральным законодательством об обеспечении политических прав, то есть прав избирать и быть избранным.