Конституционно-правовые основы государственного и муниципального управления в Российской Федерации – это принципы развитой демократии, закрепленные в Основном законе России, устанавливающие требования к организации и реализации государственного управления для обеспечения прав личности, благосостояния населения.
Значение конституционно-правовых основ государственного и муниципального управления в Российской Федерации
Непосредственная деятельность должностных лиц, органов и служащих системы государственного управления и системы самоуправления местными сообществами в России регулируется значительным объемом нормативно-правовых предписаний, содержащихся в федеральном и региональном законодательстве и местном нормотворчестве. Однако ведущее место в системе источников, определяющих основы организации и реализации государственного и муниципального управления отводится Конституции России.
Конституция страны содержит все основные характеристики публичного управления, к числу которых относятся:
- гарантирование прав личности. Для обеспечения прав личности создается государство и система государственного и муниципального управления;
- демократическое политическое устройство;
- федеративная модель территориальной организации власти;
- республиканская форма правления;
- светский характер политической власти;
- социальные обязательства государства перед населением.
Для того чтобы приведенные характеристики развитой демократии стали реальными чертами политического режима и государственного устройства в стране, необходимо государственное и муниципальное управление организовывать на основе демократических принципов. Такие конституционно закрепленные демократические принципы находят дальнейшее отражение в отраслевом законодательстве, в региональном законодательстве и местном нормотворчестве. Иными словами, система публичного управления выстраивается на основе конституционно закрепленных принципов, получивших конкретизацию в нормативно-правовых актах, подчиненных Конституции.
Характеристика конституционно-правовых основ государственного управления в Российской Федерации
Основной закон страны представляет собой закрепление на высшем законодательном уровне системы важнейших принципов организации и реализации государственного управления для обеспечения прав личности. В Конституции закрепляются сущностные характеристики государства, обеспечивающие права личности и демократическую организацию публичного управления, к их числу относятся:
- реализация государственного управления в целях обеспечения прав личности;
- государственное управление реализуется в республиканской форме, то есть высшее должностное лицо избирается населением на определенный срок для реализация публичных полномочий;
- формирование системы должностных лиц и органов государственного управления посредством демократических процедур – выборов;
- государственное управление реализуется посредством принципа разделения властей – переданная населением власть распределена между законодательными, исполнительными и судебными органами; каждая ветвь власти имеет собственную систему противодействия вмешательству со стороны других ветвей власти;
- принятие управленческих решений посредством демократических процедур: посредством прямого участия населения в выборах и референдумах и путем косвенного участия населения – посредством передачи властных полномочий представительным органам и выборным должностным лицам;
- федеративное устройство государственного управления, которое предполагает эффективную организацию территориального управления на федеральном и региональном уровнях для учета при решении задач публичного управления специфических характеристик региональных территорий и др.
Характеристика конституционно-правовых основ муниципального управления в Российской Федерации
Конституцией России гарантируется населению самостоятельное решение вопросов, имеющих значение для непосредственной жизнедеятельности местного сообщества, в том числе право самостоятельно распоряжаться, пользоваться и владеть имуществом, составляющим собственность муниципальных образований.
Кроме того, конституционными положениями закрепляются основные инструменты реализации местного самоуправления. Это инструменты непосредственной демократии, то есть референдум, выборы, и инструменты опосредованного управления, то есть формирование системы должностных лиц и органов местного самоуправления для реализации властных полномочий.
Итак, закрепление гарантий местного самоуправления в нормах Основного закона позволяет отнести этот институт к основам отечественного конституционного строя. Местное самоуправление – это институт демократического общества и правового государства, который позволяет местному населению самостоятельно определять основы собственной жизнедеятельности с учетом тех специфических особенностей, которыми характеризуется местная территория. Это касается и историко-культурного развития, и социально-экономического состояния, и природно-климатических, географических, экологических характеристик территории и пр.
Положения отечественной Конституции по вопросам местного самоуправления находят дальнейшую конкретизацию в специальном федеральном законодательстве, в котором напрямую определяется сфера компетенции системы местного самоуправления.
Несмотря на конституционно закрепленную относительную самостоятельность системы местного самоуправления, она строится на тех же демократических правовых принципах, на которых строится публичное управление на уровне регионов и государства в целом.
Система местного самоуправления также предполагает:
- демократический характер формирования системы муниципального управления, что находит отражение в процедурах выборов главы муниципалитета, членов представительного органа муниципалитета, в решении отдельных вопросов муниципального управления посредством референдума, схода граждан и пр.;
- муниципальное управление реализуется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и др.