Комиссия по осуществлению закупок – это комиссия, создаваемая заказчиком закупок для определения подрядчиков и поставщиков, кроме тех случаев, когда закупка осуществляется у единственного поставщика.
Понятие и сущность закупок, их значение
Закупки представляют собой инструмент, призванный обеспечивать максимальное эффективное использование бюджетных средств для обеспечения нужд органов государственного и муниципального управления в товарах, услугах, работах.
Законодательство стремится обеспечить конкурентную борьбу при выполнении государственных и муниципальных заказов посредством закупок. Это стремление ведет к необходимости выбора исполнителей, подрядчиков и поставщиков для выполнения государственного и муниципального заказа.
Объективность такого выбора обеспечивается формированием комиссии по осуществлению закупок, в обязанности которой входит выбор исполнителей, подрядчиков и поставщиков.
Порядок организации комиссии по осуществлению закупок
Правовую основу организации комиссии по осуществлению закупок формирует статья 39 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с этим законом заказчик принимает решение относительно создания комиссии до момента начала осуществления закупки. На этом этапе осуществляется решение следующих вопросов:
- во-первых, определение состава комиссии;
- во-вторых, утверждение порядка работы комиссии;
- в-третьих, назначение председателя комиссии по закупкам.
Законодательство устанавливает особые требования относительно создания конкурсных комиссий для следующих случаев:
- во-первых, осуществление закупок на оказание услуг специализированного депозитария;
- во-вторых, осуществление закупок на оказание услуг доверительного управления пенсионными накоплениями. В этом случае порядок формирования конкурсной комиссии регулируется Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».
Виды и состав комиссий по осуществлению закупок
В соответствии с законодательством комиссии по осуществлению закупок могут делиться на следующие виды:
- конкурсные комиссии по осуществлению закупок;
- аукционные комиссии по осуществлению закупок;
- котировочные комиссии по осуществлению закупок;
- комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений;
- единые комиссии, которые осуществляют функции по реализации закупок посредством проведения аукционов, конкурсов, запросов предложений и запросов котировок.
По отношению к указанным видам комиссии по осуществлению закупок предъявляются различные требования по показателю численности членов комиссии. Для конкурсной, единой и аукционной комиссии минимальное число членов составляет 5 человек. Котировочные комиссии и комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должны состоять минимум из трех человек.
Состав комиссии по осуществлению закупок формируется заказчиком преимущественно из лиц, которые прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку в сфере закупок, а также лиц, наделенных специальными знаниями по отношению к объекту закупки.
В состав комиссии по осуществлению закупок не могут включаться:
- во-первых, физические лица, привлекаемые в качестве экспертов для проведения оценки заявок на участие в конкурсе, конкурсной документации, осуществляемой в процессе проведения отбора предквалификационного характера, а также оценки соответствия дополнительным требованиям участников конкурса;
- во-вторых, физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах выбора подрядчиков и поставщиков по результатам конкурса;
- в-третьих, физические лица, которые подавали заявки на участие в определении подрядчиков и поставщиков при этом состоявшие в организации, выступающей в качестве участника заявки;
- в-четвертых, физические лица, в отношении которых участники закупки обладают «рычагами» воздействия;
- в-пятых, физические лица, которые состоят в браке с руководителем хозяйствующих субъектов, выступающих в качестве участников закупки;
- в-шестых, физические лица, которые являются близкими родственниками, усыновленными или усыновителями руководителей хозяйствующих субъектов, выступающих в качестве участников закупки;
- в-седьмых, физические лица, непосредственно контролирующие сферу закупок за счет замещения должностей в системе контрольных органов.
В том случае, если заказчик обнаруживает в составе комиссии перечисленных выше лиц, на него налагается обязанность незамедлительной замены этих лиц иными физическими лицами, не имеющих заинтересованности в результатах определения поставщиков и подрядчиков и неподверженных влиянию со стороны участников закупок, а также не являющихся субъектами контроля закупок, должностными лицами контрольных органов.
Основанием для замены члена комиссии по осуществлению закупок является решение заказчика, создавшего комиссию.
Правомочность комиссии по осуществлению закупок
Правомочность комиссии по осуществлению закупок в отношении реализации ее функций обеспечивается наличием на заседании комиссии минимум 50% от общего числа ее членов. На председателя комиссии возлагается обязанность относительно своевременного уведомления членов комиссии относительно даты, места и времени проведения ее заседаний. Законодательство устанавливает прямой запрет на проведение заочного голосования членов комиссии по осуществлению закупок для принятия решений, а также не допускает делегирования их полномочий иным лицам.
В том случае, если комиссия по осуществлению закупок принимает решение, нарушающее требования федерального законодательства, допускается обжалование этого решения в порядке, установленном федеральным законодательством, а также признание недействительным этого решения в соответствии с решением контрольных органов в сфере закупок.