Проблемы кадрового потенциала муниципального управления
С момента принятия Конституции РФ 1993 г. и по настоящее время в России идут активные административные реформы, при этом по-прежнему не преодолены отдельные негативные тенденции публичного управления, в том числе и муниципального. К числу таких проблемных аспектов относятся:
- высокая степень бюрократизации муниципального управления;
- сохранение административно-командного стиля управления;
- низкий уровень профессиональной подготовки подавляющей части личного состава муниципальных органов, отсутствие личной заинтересованности в эффективном исполнении своих служебных обязанностей, отрицание основной цели деятельности муниципальных органов обеспечения прав и свобод личности и др.
Формирование эффективной системы управления кадровым потенциалом невозможно без внедрения эффективного механизма муниципального управления в целом.
Необходима ориентация всей системы муниципального управления на практические нужды населения муниципалитета, и в частности, ориентация профессиональной подготовки на нужды практики, на функции органа муниципальной службы и задачи конкретных должностей муниципальной службы. Иначе говоря, формирование эффективной системы управления муниципальными кадрами требует совершенствования организации муниципальной службы по следующим направлениям:
- выявление приоритетных направлений экономического и социального развития соответствующей территории, конкретизация стратегических целей и оперативных задач такого развития, и формирование запроса на специалистов соответствующего уровня и направленности профессионального образования;
- эффективная организация системы муниципального управления с конкретизацией функций и задач муниципальных органов, их структурных подразделений, муниципальных организаций (предприятий, учреждений) и профессиональной компетенции должностных лиц;
- научно и практически обоснованная разработка и утверждение концепции кадровой политики муниципальной службы и др.
Кадровый состав муниципального управления
Кадровый состав системы муниципального управления составляют муниципальные служащие, представляющие собой социально-профессиональный персонал, реализующий назначение и задачи соответствующего муниципального органа.
Специальным законодательством о муниципальной службе указывается на необходимость при формировании кадрового состава муниципального управления обеспечить соответствие претендентов на муниципальную службу квалификационным требованиям. Такие требования устанавливаются в зависимости от сферы муниципального управления, в которой будет осуществлять свои полномочия служащий, в муниципальном нормотворчестве на основе типовых квалификационных требований, предусмотренных региональным законодательством.
Содержательно требования закрепляют определенный уровень соответствия кандидата занимаемой должности по следующим параметрам:
- профессиональное обучение;
- стаж деятельности в статусе муниципального служащего;
- стаж работы по специальности;
- направление профессиональной подготовки;
- знание и умения, наличие которых требует работа в муниципальной должности.
Направления развития кадрового потенциала муниципального управления
Специальным законодательством о муниципальной службе закреплены приоритетные направления развития кадрового потенциала муниципальной службы:
- привлечение в качестве кандидатов на должности муниципальной службы специалистов с высоким уровнем профессиональной подготовки с соответствующими должности профессиональными качествами и компетентностью;
- оказание всесторонней помощи специалистам, занимающим должности муниципальной службы, в развитии их карьеры и продвижению по службе;
- сосредоточение усилий на специальной подготовке кадрового состава муниципальной службы, обеспечение механизма профессионального роста муниципальных служащих посредством дополнительного образования;
- эффективное формирование кадрового резерва, обеспечивающего его активное использование;
- мониторинг эффективности деятельности муниципальных служащих, в частности путем проведения аттестации;
- внедрение современных механизмов отбора кандидатов на должность и управления кадровым потенциалом отдельного служащего и кадрового состава в целом.
Методы управления кадровым потенциалом муниципальной службы
К числу основных инструментов отбора муниципальных служащих, применяемых в муниципальной мировой практике, относят:
- выборы кандидата на замещение конкретной должности муниципального управления;
- назначение кандидата на замещение конкретной должности муниципального управления.
При этом необходимо отметить, что выборы на муниципальную должность не всегда предполагают непосредственное волеизъявление всего населения муниципалитета, этот метод допускает и выбор кандидата на конкурсной основе посредством принятия коллегиального решения соответствующей комиссией. Выборными должностями муниципального управления являются преимущественно высшие должности муниципальной службы, в то время как для остальных должностей используется метод назначения.
За эффективным отбором должно следовать непосредственное управление развитием кадрового потенциала муниципальной службы, в том числе:
- постоянно обновляемой, корректируемое в соответствии с запросами муниципального органа методическое обеспечение подготовки, переподготовки и профессионального развития муниципальных служащих, в частности посредством налаживания сотрудничества в долгосрочной перспективе с профильными высшими учебными заведениями;
- перманентные анализ и оценка эффективности практической реализации служащими своих должностных функций, в том числе с привлечением к такой оценке населения муниципального образования.