Финансы как ресурс муниципального образования
Муниципальное управление составляет организация управляющего воздействия муниципальных органов на общественные правоотношения, складывающиеся в муниципальном образовании, для их упорядочения и обеспечения социально-экономического развития муниципалитета.
При этом, как всякая деятельность, муниципальное управление требует ресурсного обеспечения. Муниципальные финансы выступают одним из ресурсов обеспечения деятельности муниципальных органов и реализации их полномочий.
Понятием финансовых ресурсов охватывается совокупность денежных средств, которые имеются в распоряжении муниципального органа для реализации его полномочий и решения задач, которые возложены на него законом.
Отсюда, можно выделить следующие источники муниципальных финансов:
- собственные средства муниципалитета, формируемые за счет деятельности муниципальных органов (денежные средства, которые вносятся как плата за муниципальные услуги, доходы от использования муниципальной собственности и пр.);
- государственные средства, которые переданы муниципальным органам государственными органами как доходные источники и права, предусмотренные законодательством;
- заемные средства или муниципальный кредит.
Эффективность управления муниципальными финансами требует соблюдения следующих правил:
- нацеленность на развитие муниципалитета и интегрированность муниципалитета в государственную систему управления;
- аутентичность, объективность, полнота сведений, которые обеспечивают бюджетное управление;
- стабильность, долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджетов;
- эффективный контроль качества управления муниципальными финансами.
В основе качественного управления муниципальными финансами лежат следующие принципы:
- во-первых, самостоятельность. Значение данного принципа обусловлено балансом между тремя основными источниками пополнения муниципальных финансов – государственные средства, собственные средства и муниципальный кредит. преобладание собственных средств в муниципальных финансах характеризует независимость муниципального бюджета от других источников финансирования;
- во-вторых, государственная финансовая поддержка. Значение данного принципа выражается в том, что государство на законодательном уровне признает необходимость государственной финансовой поддержки муниципального управления, признанной финансировать решение конкретных муниципальных проблем или покрывать дефицит муниципального бюджета;
- в-третьих, соответствие объему компетенции муниципального управления. Значение данного принципа выражается в том, что финансовые ресурсы муниципального образования должны соответствовать объему полномочий, которыми оно наделено;
- в-четвертых, прозрачность. Значение данного принципа выражается в том, что управление муниципальными финансами должно быть основано на четко определенных полномочиях в формировании доходов и распределении расходов, методиках определения размеров субвенций, субсидий и иных аналогичных платежей;
- в-пятых, гласность. Значение данного принципа выражается в том, что информация о финансовой работе муниципальных властей является публичной и получает обязательное распространение через средства массовой информации. Реализация данного принципа обеспечивает возможность воздействия населения муниципального образования на финансовую политику муниципалитета.
К числу задач эффективного управления муниципальными финансами относятся:
- обеспечение привлечения необходимого объема бюджетных ресурсов для удовлетворения потребностей социально-экономического развития муниципалитета;
- обеспечение эффективного распределения и использования привлеченных ресурсов между соответствующими направлениями расходов бюджета при учете потребности финансирования инвестиционных потребностей социально-экономического характера;
- обеспечение эффективности государственных и муниципальных услуг при оптимальном соотношении затрат и качества услуг;
- обеспечение снижения финансовых рисков при сохранении надлежащего качества государственных и муниципальных услуг;
- рационализация потоков муниципальных финансов для обеспечения надлежащего исполнения расходных обязательств и другие.
Инструменты оценки качества управления муниципальными финансами
Публичная власть на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном – должна стремиться к обеспечению максимального удовлетворения потребностей населения. Это требует формирования эффективного механизма контроля реализации муниципальными органами собственных и переданных государственных полномочий, в том числе полномочий по управлению муниципальными ресурсами.
Анализ сложившейся в стране контрольной практики качества управления муниципальными финансами позволяет выделить такие ее управления:
- мониторинг;
- оценка качества управления муниципальными финансами на основе использования установленных финансовых показателей.
- При этом оценке подвергаются следующие группы муниципальных отношений:
- применяемые муниципальными органами инструменты бюджетного планирования;
- результативность исполнения муниципального бюджета;
- эффективность управления долговыми обязательствами при исполнении муниципального бюджета;
- отношения в области управления финансами между муниципальными и государственными органами (региональными, федеральными);
- эффективность управления муниципальной собственностью и оказания муниципальных услуг;
- степень прозрачности и открытости бюджетного процесса;
- уровень реализации программ развития муниципалитета и переданных государством полномочий.
Оценка проводится посредством выявления соответствия каждого группы отношений таким параметрам, как:
- ориентированность на результат;
- обеспеченность сбалансированности и устойчивости местных, региональных и федеральных бюджетов;
- уровень внедрения программно-целевых принципов;
- степень эффективности распределения и расходования бюджетных средств;
- оптимизация муниципальных управленческих функций, рост эффективности их исполнения;
- степень информатизации области управления муниципальными финансами.