Исследование системы управления ГМУ – это специальное направление научной деятельности, которая исследует стили, принципы, механизмы и инструменты управления в системе ГМУ для повышения эффективности организации и реализации управленческих процессов на федеральном, региональном и местном уровнях.
Значение исследования систем управления ГМУ
Становление демократического правового государства и гражданского общества в стране, формирование единого экономического пространства, где экономические субъекты свободно, на равных условиях реализуют свои права, и где гарантируется равная защита всех форм собственности, требуют от системы ГМУ:
- выработки принципиально новых инструментов реализации публичного воздействия на общественные отношения;
- выстраивания эффективных каналов коммуникации с населением и включения населения в процесс разработки и реализации управленческих решений.
При этом эффективность модернизации публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях должна обеспечиваться научным исследованием системы управления, которое предполагает:
- обоснованность, то есть обоснование актуальности исследования соответствующей системы управления и постановку проблемы, целей и задач исследования, а также обоснованность выводов исследования;
- определение исследовательских объекта и предмета, то есть тех политических, социальных, экономических, финансовых, организационных и иных значимых с точки зрения ГМУ общественных процессов, на урегулирование которых направлено властное воздействие;
- методологическое обеспечение исследования, то есть выбор соответствующих объекту и предмету, а также целям и задачам исследования инструментов и методов.
Задачи исследования системы управления ГМУ
Кроме общих задач обеспечения демократического политического устройства, становление институтов гражданского общества и утверждения правового государства, перед современной системой публичного управления в стране на федеральном, региональном и местном уровнях стоят следующие проблемы:
- Недостаточная эффективность правового обеспечения системы ГМУ. Прежде всего, повышение эффективности правового обеспечения требуют вопросы определения полномочий должностных лиц и органов системы публичного управления, в частности устранения дублирования полномочий, устранения пробелов. Отдельного внимания заслуживает правовое обеспечение вопросов взаимодействия системы публичного управления с населением, институтами гражданского общества, прежде всего, общественными организациями и представителями бизнеса для совместной разработки и реализации управленческих решений;
- Необходимость перехода от авторитарной системы управления к партнерской модели взаимодействия государства и населения. Демократические принципы организации публичного управления требуют перехода к партнерской модели взаимодействия общества и государств, предусматривающей многочисленные механизмы коммуникации между населением и должностными лицами и органами ГМУ;
- Обеспечение эффективного распределения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными должностными лицами и органами публичного управления. При этом требуется оптимизировать инструменты финансового обеспечения таких полномочий. Так, сегодня требуют решения проблема сокращения разрывов между социально-экономическим положением региональных территорий, проблема обеспечения собственными ресурсами полномочий местного самоуправления и пр.;
- Оптимизация системы государственной и муниципальной службы, в том числе посредством повышения профессионального уровня служащих, внедрения инструментов эффективного профессионального развития и саморазвития служащих;
- Преодоление коррупционных явлений. Указанное направление сегодня активно исследуется в теории публичного управления, на практике применяются различные инструменты и методы противодействия коррупции, однако полностью преодолеть коррупционные явления в системе публичного управления не удается, что требуют разработки качественно нового подхода;
- Бюрократизация системы ГМУ. Перспективным направлением совершенствования системы публичного управления сегодня видится оптимизация структуры управления и численности штатов служащих, в том числе посредством объединения органов или подразделений, их реорганизации для наиболее эффективного решения задач публичного управления при минимизации используемых для этого финансовых ресурсов;
- Снижение доверия населения к системе публичного управления, что требует повышения открытости и прозрачности ГМУ, стимулирования включенности населения в управленческие процессы на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Указанными задачами в сфере ГМУ обусловлена необходимость исследования системы управления для выявления ее недостатков и определения направлений преодоления таких недостатков.
Приоритетные направления исследования системы управления ГМУ
Сегодня в системе публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях активно внедряются инновационные технологии, которые апробированы в практике частных компаний и развитых зарубежных государств. Это обуславливает необходимость дальнейшего комплексного исследования инновационных технологий, используемых в системах управления, для их совершенствования и адаптации для нужд ГМУ.
Одним из приоритетных направлений исследования системы управления ГМУ выступает исследование инструментов проектного управления и соответствующих ему инструментов бюджетирования. Проектное управление позволяет аккумулировать ресурсы для достижения запланированных результатов в конкретной сфере публичного управления посредством разработки и реализации ответственными субъектами конкретных мероприятий управления.
Другим важнейшим направлением исследования системы управления выступает исследование управления территориальным развитием. В соответствии с указанным подходом территория рассматривается как система взаимосвязанных экономических, социальных, инфраструктурных, культурных, финансовых и иных элементов, требующих системного воздействия для эффективного развития.