Понятие и виды инструментов муниципального управления
Под инструментом муниципального управления следует понимать механизмы его практической реализации в законодательном и исполнительном аспекте.
Инструменты муниципального управления отличаются большим разнообразием. Наиболее характерными для муниципального управления являются инструменты его непосредственного осуществления, к числу которых относятся референдум, сход, выборы и так далее. Порядок применения указанных инструментов муниципального управления определяется федеральным законодательством.
Характеристика местного референдума как инструмента осуществления муниципального управления
Непосредственное участие населения в решении местных вопросов может осуществляться посредством проведения местного референдума. Проведение местного референдума осуществляется на всей территории муниципального образования без исключений.
Принятие решение о проведении местного референдума находится в ведении представительного органа муниципального управления. Основанием для назначения местного референдума является:
- инициатива, которую выдвинуло население России, наделенное правом участия в местных референдумах;
- инициатива, которую выдвинули избирательные объединения, иные общественные объединения, имеющиеся соответствующую регистрацию и уставы, предусматривающие участие в выборах и референдумах;
- инициатива, которую выдвинул представительный орган муниципального управления совместно с главой муниципального образования.
В первых двух случаях обязательным условием проведения референдума является сбор подписей, обеспечивающих поддержку данной инициативы. Число подписей устанавливает федеральным законодательством и должно быть не больше 5 процентов от общей численности населения муниципального образования, имеющего право на участие в референдуме.
Муниципальным органам власти предоставляется тридцатидневный срок для назначения референдума, исчисления которого начинается с момента поступления соответствующих документов.
При нарушении этих сроков муниципальными властями назначение референдума осуществляется в судебном порядке.
Участниками местного референдума являются граждане России, проживающие на территории муниципального образования. Всеобщее равное и прямое волеизъявление осуществляется населением муниципального образования посредством тайного голосования.
Итоги референдума и решение на их основе обнародуются, то есть публикуются официально.
Решение, принятое по итогам местного референдума, обязательно к исполнению.
Исполнение решения местного референдума осуществляется муниципальными органами власти согласно их полномочиям.
Характеристика муниципальных выборов как инструмента осуществления муниципального управления
Целью проведения муниципальных выборов является избрание депутатов, а также иных выборных членов органов муниципального управления посредством реализации избирательного права путем тайного голосования.
Сроки назначения муниципальных выборов определяются уставом муниципального образования. Назначение выборов осуществляется представительным органом муниципального управления. Федеральное законодательство также наделяет правом назначения муниципальных выборов избирательными комиссиями муниципального образования или судами.
Федеральное законодательство определяет виды и порядок применения избирательных систем на муниципальных выборах. Применение избирательных систем определяется численностью населения муниципального образования, его видом или иными обстоятельствами.
Выборы по одномандатным или многомандатным избирательным округам проводятся при выборе членов представительного органа муниципального управления в тех муниципальных образованиях, численность населения которых не превышает трех тысяч человек или численность депутатов которых не превышает 15 человек.
Результаты муниципальных выборов публикуются в СМИ.
Характеристика схода граждан как инструмента осуществления муниципального управления
Сходы граждан проводятся:
- в связи с изменением границ муниципального образования, в состав которого входит поселение, которое изменением границ может быть отнесено к другому муниципальному образованию;
- в связи с изменением границ муниципального образования при осуществлении функций представительного органа муниципальной власти сходом граждан;
- в связи с решение вопроса об образовании представительного органа власти при осуществлении функций представительного органа муниципальной власти сходом граждан (при численности населения, населенного правом голосования, не менее 100 человек);
- в связи с решением вопроса о самообложении граждан при осуществлении функций представительного органа муниципальной власти сходом граждан;
- в связи с выдвижением инициатив по организации и осуществлению муниципального управления в межселенным населенных пунктах;
- в связи с решением вопроса об упразднении поселения при его расположении в труднодоступной местности или при низкой плотности сельского населения (численность населения не превышает 100 человек;
- в связи с решение вопросов выдвижения кандидатур на должность сельского старосты или досрочному прекращению его полномочий сельскими населенными пунктами.
Сход граждан также может быть проведен в сельском населенном пункте с целью выдвижения кандидатур в состав конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение должности муниципальной службы в случаях, предусмотренных федеральным законодательством о муниципальной службе.
Правомочность решений схода граждан определяется участием в нем более половины населения, наделенного избирательным правом. Приятие решение схода граждан обеспечивается положительным решением более половины участников схода граждан.