Инструменты государственной финансовой поддержки сельского хозяйства – это элементы системы обеспечения стабильного состояния и развития аграрной сферы, которые находят свое выражение в реализуемых государством формах финансирования сельского хозяйства.
Значение государственной финансовой поддержки сельского хозяйства
В развитых экономиках вмешательство государства во внутриэкономические процессы сокращается. Этот процесс следует признать адекватным свободному рынку, где экономические отношения складываются между частными равными субъектами, которые на свой страх и риск реализуют свои предпринимательские возможности. В таких условиях активное участие государства в экономических процессах может иметь ряд негативных последствий:
- сокращение участников экономических отношений, снижение их инициативности. Активное вмешательство государства в экономику, в том числе посредством борьбы с безработицей, может иметь негативные последствия, которые находят выражение в снижении инициативности и активности участников экономических отношений: поддерживаемые государством лица, соглашаясь на незначительную поддержку, отказываются от потенциальной возможности собственной реализации в качестве предпринимателя;
- монополия государства в тех сферах экономики, где оно активно участвует: частные субъекты ограничены в финансовых средств, не имеют источников регулирующего, упорядочивающего воздействия на своих конкурентов, в отличие от государства и пр.
При этом даже в развитых экономиках наличествуют сферы хозяйствования, где присутствие государства необходимо. К указанным сферам в частности относится и сельское хозяйство.
Причинами необходимости поддержки сельского хозяйства со стороны государства выступают следующие обстоятельства:
- прежде всего, необходимо подчеркнуть, что сельское хозяйство для государства одна из стратегически важных отраслей, обеспечивающая его независимость посредством удовлетворения одной из первичных потребностей человека;
- сельское хозяйство – это специфическая отрасль хозяйствования: ввиду сложности получения продукта, зависимости его получения от внешних обстоятельств обеспечить доход, который бы позволил осуществлять расширенное производство и покрывал издержки редко представляется возможным;
- невысокая инвестиционная привлекательность отрасли;
- отсутствие эффективных инструментов страхования рисков в отрасли;
- расбалансированность цен на сельскохозяйственный продукт, а также услуги и товары, необходимые для сельскохозяйственного производства;
- распространение безработица в сельской местности;
- существенный разрыв между уровнем жизни сельского и городского населения и пр.
Государственная поддержка сельского хозяйства, таким образом, представляет собой систему правовых, организационных, финансовых мер, которые имеют своей целью обеспечить устойчивое развитие сельского хозяйства.
Инструменты государственной финансовой поддержки сельского хозяйства
Зарубежная практика и отечественный опыт финансовой поддержки сельского хозяйства позволяет говорить о трех основных моделях, используемых для финансовой поддержки сельского хозяйства со стороны государства. Итак, основные концепции организации и реализации государственного финансирования сельского хозяйства можно охарактеризовать следующим образом:
- прямое оказание финансовой государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли. Следуя названному подходу, государства реализует меры поддержки, выступая одним из главных субъектов рынка;
- косвенное оказание государственной финансовой поддержки, выражающееся в объединении инструментов кредитования производителей сельскохозяйственного продукта через банковские структуры, учрежденные государством или учрежденные с участием государства, и инструментов по предоставления субсидий из бюджетов разных уровней;
- косвенная поддержка государства, находящая выражение в создании государством условий для развития сельских поселении и вовлечения негосударственных банковских структур в кредитования производителей сельскохозяйственного продукта и пр.
Для стран, в которых экономическая система находится в стадии развития, в том числе и для России, наиболее распространено использование второй модели государственного финансирования сельскохозяйственного сектора. При этом рассмотренная модель объективно не лишена недостатков.
Повышение эффективности государственной финансовой поддержки сельского хозяйства
Практика государственной поддержки в развитых государствах позволяет утверждать, что наиболее эффективными инструментами государственной поддержки сельского хозяйства выступает последняя из рассмотренных выше моделей.
Идеальная модель функционирования сельскохозяйственного сектора предполагает рыночные механизмы поддержки сельского хозяйства – кредитование сектора частными банковскими структурами и активное функционирование в секторе других финансовых институтов. При этом такая ситуация в сфере сельского хозяйства возможна только в том случае, когда государством обеспечивается устойчивое социально-экономическое развитие, создаются благоприятные условия для привлечения инвестиций, развития малого и среднего бизнеса. Большое значение имеет и создание благоприятных для производителей сельскохозяйственного продукта налоговых условий.
Это не исключает субсидирования государством производителей сельскохозяйственного продукта в случае острой необходимости, однако основная нагрузка по кредитованию частного сектора должна перейти в сектор коммерческого кредитования.
На современном этапе для развития сельского хозяйства недостаточно государственного финансирования, требуется инновационное обновление отрасли для обеспечения конкурентоспособности продукта на мировом рынке, помощь по внедрению предпринимателей сельскохозяйственного сектора в рыночную систему и пр.