Сущность государственного управления и понятие его инструментов
Государственное управление является важнейшей частью регулирующие системы социальной деятельности общества. При этом важность государственного управления выражается не во вмешательстве государства в общественные отношения, а в формировании условий и принципов осуществления этих отношений. Помимо этого существуют общественные отношения, к регулированию которых государство иметь отношения не должно, например, отношения интимного характера. Также государственное управление не распространяется на регулирование отношений во многих коллективах, существующих в обществе, например, в добровольных общественных объединениях.
Задачи государства в сфере управления состоят в регулировании деятельности в публичных коллективах территориального характера, действующих в рамках государства, его субъектов, автономных территорий и муниципальных образований.
Реализация государственного управления осуществляется посредством системы органов, созданных специально для этих целей. В своей деятельности указанные органы используют различные методы и формы управленческого воздействия, которые в совокупности представляют собой инструментарий государственного управления.
Управленческую деятельность любого характера можно представить в виде логической цепочки определённых действий:
- во-первых, выработка целей управления;
- во-вторых, установление задач управления;
- в-третьих, выбор управленческого метода, представляющего собой разработку и реализацию инструментов управления.
Не является исключением и система государственного управления.
Инструментами государственного управления являются средства практической реализации управленческого решения государственного характера.
Классификация инструментов государственного управления
Многообразие инструментов государственного управления можно классифицировать по нескольким критериям:
По критерию уровня инструмента государственного управления в общей иерархии системы управления. В зависимости от этого критерии инструменты государственного управления делятся на:
- инструменты государственного управления, применяемые на международном уровне;
- инструменты государственного управления, применяемые на федеральном уровне;
- инструменты государственного управления, применяемые на региональном уровне;
- инструменты государственного управления отраслевого характера;
По критерию документальной формы инструментов государственного управления. В соответствии с этим критерием инструменты государственного управления делятся на различного рода нормативные документы, например, такие как, акты законодательного характера, постановления и решения государственных органов, различные регламенты, концепции государственного развития, проекты и программы, государственные бюджеты и стандарты, лицензии, свидетельства, дипломы, сертификаты качества и так далее;
По критерию характера и объема воздействия инструментов государственного управления. В соответствии с этим критерием инструменты государственного управления делятся на:
- экономические, реализуемые в виде налогов, государственных тарифов, систем оплаты труда, внутренних и внешних займов и прочего;
- организационные, ответственные за создание, реорганизацию или реструктуризацию органов государственного управления;
- политические, выражаемые в форме выборных технологии, опросов общественного мнения и так далее.
В зависимости от широты охвата инструменты государственного управления по этому критерию могут делиться на инструменты двух уровней:
Инструменты государственного управления макроэкономического уровня, представляющие собой управление народным хозяйством на уровне государства, а также управление определенными сферами жизнедеятельности общества федерального и регионального уровня. Такого рода инструменты государственного управления делятся на несколько подвидов:
- правовые инструменты, то есть законодательство Российской Федерации;
- бюджетная система страны, включая все уровни бюджетов;
- система федеральных и региональных целевых программ;
- стратегии социально-экономического развития и прогнозы этого развития и другое.
Государственные инструменты микроэкономического уровня, реализуемые в процессе управления хозяйствующими субъектами и учреждениями социального назначения, структурами малого и среднего предпринимательства. К инструментам этого уровня относятся:
- документальные, например, лицензии и уставы;
- денежные – совокупность наличных и безналичных денег;
- ценные бумаги;
- система оплаты труда персонала и прочее.
По наиболее общему подходу инструменты государственного управления принято делить на две большие группы:
- Группа общих или универсальных инструментов государственного управления. Инструменты этой группы представляют собой нормы и правила осуществления управленческой деятельности, закреплённые нормативными документами. Инструменты данной группы выражаются в виде законов, инструкций, уставов, регламентов и прочего.
- Группа локальных инструментов государственного управления. Инструменты данной группы имеют частный характер, предназначены для подкрепления выполнения более значимых управленческих решений. Инструменты данной группы имеют форму постановлений, приказов, распоряжений, контрактов и прочего. Локальные инструменты государственного управления вторичны по отношению к управленческому решению. Их контекст позволяет определять локальные инструменты в качестве самостоятельных управляющих воздействий, назначение которых состоит в обеспечении исполнения другого управленческого решения. К примеру, государство устанавливает определенные правила записи актов гражданского состояния, что является формой управляющего воздействия государства на общественные отношения, сами же записи этих актов по отношению конкретным гражданам представляют собой инструмент реализации управленческих решений.