Институциональные формы интеграции представителей бизнеса и органов государственного управления – это виды взаимодействия предпринимателей (индивидуальных предпринимателей, коммерческих организаций, объединений коммерческих организаций и пр.) и системы публичного управления государством для обеспечения эффективного социально-экономического развития, которые определяются характеристиками существующих политической системы, системы публичного управления, политического режима, особенностями исторического развития территории и пр.
Значение институциональных форм интеграции представителей бизнеса и органов государственного управления
Демократические государства сегодня стремятся к установлению партнерских отношений между государством, представителями бизнеса и населением для совместного активного решения значимых социально-экономических задач.
Сегодня эффективность общественного экономического развития во многом определяется эффективностью интеграции государства и представителей бизнеса. При этом необходимо подчеркнуть, что взаимодействие органов государственной власти и предпринимателей – это сложные многоаспектные социальные отношения, характер которых обусловлен такими факторами, как:
- утвердившаяся в государстве политическая система;
- реальный политический режим;
- тип организации публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях;
- специфика сложившейся системы экономических отношений и применяемых государством инструментов регулирования рынка;
- исторические, географические, инвестиционные и иные особенности территории и пр.
Основными сферами взаимодействия органов государственного управления и представителей бизнеса остаются инфраструктурные сферы, где значение интеграции для реализации крупных социально-экономических проектов крайне высоко.
Формы интеграции представителей бизнеса и органов государства определяют характер распределения правомочий между ними, характер распределения прибыли и пр. Такая интеграция позволяет сместить акценты с административно-властного подчинения на партнерские отношения для эффективного для обеих сторон решения социально-экономических задач.
Характеристика институциональных форм интеграции представителей бизнеса и органов государственного управления
Как отечественной, так и зарубежной практике знакомы различные виды, типы и модели интеграции на партнерских началах представителей предпринимательства и элементов системы государственного управления.
К числу наиболее распространенных институциональных форм интеграции бизнеса и государства относятся:
- Контрактная форма или форма административного договора. Данный институт интеграции предпринимательства и государственных структур предполагает заключение между органами публичного управления федерального, регионального или местного уровней и предпринимателем договора для осуществления последним по заказу государства социально полезной деятельности. Это направление интеграции может применяться в самых разнообразных сферах, в частности, для привлечения предпринимателей к оказанию социально полезных услуг, выполнению социально значимых работ, привлечению специалистов бизнеса для организации эффективного управления, для внедрения в деятельность органов государственной власти информационных технологий;
- Интеграция в форме аренды или такой разновидности аренды как лизинг. Это форма интеграции предполагает заключение с представителями бизнеса арендных договоров или такой их разновидности как лизинговые соглашения для осуществления социально полезной деятельности представителями бизнеса за счет предоставляемого в аренду государственного или муниципального имущества или для эффективного использования государственного и муниципального имущества. Передача представителям бизнеса в аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предполагает сохранение правомочия распоряжения за государством или муниципалитетом. Аренда имущества государства или муниципалитета на условиях лизинга предполагает, что представители бизнеса выкупают постепенно объект аренды;
- Концессионные соглашения. Это форма взаимодействия органов государственной и муниципальной власти и представителей частного бизнеса, которая предполагает на условиях партнерства передачу отдельных полномочий собственника в отношении государственного или муниципального имущества частному бизнесу. Итак, по концессионному соглашению представитель предпринимательства получает отдельные правомочия в отношении объекта концессионного соглашения, который является государственной или муниципальной собственностью, для использования и обеспечения нормального функционирования соответствующего объекта. При этом за использование государственного или муниципального имущества представителями частного бизнеса вносится плата.
Концессия как институциональная форма интеграции представителей бизнеса и органов государственного управления
Особенностями концессионного соглашения как формы интеграции бизнеса и государственного управления являются:
- в качестве объекта концессионного соглашения выступает имущество, составляющее собственность государства или муниципалитета. Кроме того, в качестве объекта концессионного соглашения могут рассматриваться традиционно монопольные государственные или муниципальные виды деятельности;
- концессионное соглашение государства и представителей бизнеса заключается для цели эффективного удовлетворения социально значимых потребностей. В свою очередь, для бизнеса концессионное соглашение представляет собой возможность получить прибыль в закрытой в обычных условиях для него отрасли;
- концессионное соглашение предполагает возврат передаваемого по нему объекта государственной или муниципальной собственности.