Информационные технологии управления в жилищно-коммунальной сфере – это комплекс методов, способов и инструментов, обеспечивающих сбор, аккумулирование, хранение, поиск и обработку сведений посредством применения электронно-вычислительной техники, для обеспечения прозрачности взаимоотношений между поставщиками и потребителями коммунальных ресурсов, точного фиксирования объемов потребления коммунальных ресурсов, разработки и реализации инвестиционных проектов в жилищно-коммунальной сфере и др.
Значение применения информационных технологий управления в жилищно-коммунальной сфере
В России реализуется государственная программа «Информационное общество», которая предполагает переход к современному информационному обществу за счет:
- разработки, внедрения активного использования информационных технологий, систем, которые строятся на сервисноориентированной модели взаимодействия;
- развития сетей доступа к сведениям о жилищно-коммунальных ресурсах;
- создания и аккумулирования информации в цифровом формате;
- разработки и внедрения информационных сервисов для населения.
В числе прочих задач программой предусматривается формирование и развитие электронных сервисов в жилищно-коммунальной сфере.
Перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства находят закрепление в распоряжении федерального правительства об утверждении концепции федеральной программы по системной модернизации и реформированию жилищно-коммунальной сферы. Реализация программы, в свою очередь, предполагает формирование единых центров обработки информации за счет создания и использования автоматизированной информационной системы в жилищно-коммунальной сфере.
Для повышения прозрачности и открытости отношений между поставщиками и потребителями услуг необходимо формирование общих муниципальных информационных ресурсов, которые предполагают:
- автоматизированный сбор сведений;
- расчетно-сервисное обслуживание населения – граждан и организаций;
- реализацию контрольных мероприятий в отношении несанкционированного потребления коммунальных ресурсов;
- обмен сведениями между отраслевыми автоматизированными системами.
Кроме того, использование современных информационных технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве позволяет:
- реализовывать мероприятия мониторинга в отношении состояния объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- учитывать объем потребления энергоресурсов;
- обеспечивать эффективное клиентоориентированное взаимодействие между поставщиками коммунальных ресурсов и их потребителями.
Реализация мероприятий оперативного контроля за счет использования информационных технологий необходима для:
- обеспечения учета реальных платежей;
- привлечения инвестиций в отрасль;
- разработки нормативно-правового обеспечения функционирования отрасли;
- планирования, осуществления и контроля реализации работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Задачи применения информационных технологий управления в жилищно-коммунальной сфере
Информационные технологии, применяемые в области жилищно-коммунального хозяйства, призваны решить следующие задачи:
- повысить оперативность автоматизированного контроля и управления технологическими процессами в жилых домах, а также на предприятиях;
- обрабатывать сведения относительно технического состояния фонда территории;
- обеспечивать дистанционное управление объектами жилищно-коммунального хозяйства;
- моделировать разнообразные ситуации для повышения эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством;
- вести эффективно бухгалтерский учет и расчеты за коммунальные услуги;
- повысить качество работы с населением;
- обеспечить информационное обслуживание муниципальных органов;
- создать и обслуживать веб-сервисы обмена данными;
- экономить бюджетные ресурсы.
Виды информационных технологий управления в жилищно-коммунальной сфере
Информационные технологии сегодня позволяют обеспечивать сбор, аккумулирование и использование больших массивов, данных для целей управления конкретной сферой. При этом развитие техники и технологий приводит к росту количества, применяемых в системе публичного управления информационных технологий. К основным видам информационных технологий, которые сегодня применяются в жилищно-коммунальной сфере, можно отнести:
- автоматизированные информационные системы управления для решения задач диспетчеров. Это системы программных и технических инструментов, которые применяются для автоматизации управления в режиме онлайн, в том числе управления территориально разнесенными процессами и средствами обеспечения функционирования жилищно-коммунальных объектов;
- автоматизированные системы, обеспечивающие начисление, учет и обработку платежей за жилищно-коммунальные ресурсы;
- автоматизированные системы учета водоснабжения, поставки энергии и пр.;
- порталы субъектов управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые позволяют собирать статистические данные из подведомственных учреждений, оперативно формируя показатели для контроля эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства;
- системы, используемые для расчета инвестиций и субсидий в жилищно-коммунальную сферу.
Так, например, сегодня организациями жилищно-коммунального хозяйства активно эксплуатируется в бухгалтериях и в расчетных центрах автоматизированная информационная система, позволяющая:
- вести базу данных жилищного фонда;
- осуществлять расчет платы за пользование жилым помещением, потребленные коммунальные ресурсы;
- производить учет оплаты по лицевым счетам;
- осуществлять прием населения для обеспечения необходимой справочной информацией население;
- формировать отчеты для бухгалтерского и статистического учета.
Для эффективной информатизации жилищно-коммунального хозяйства, формирования единой системы жилищно-коммунальной отрасли необходимо введение единых правил и инструментов информационного обеспечения отрасли.