Информационное сопровождение государственной политики – это целенаправленное воздействие на общественное мнение, ориентированное на формирование определенного отношения к содержанию государственной политики и деятельности органов государственной власти.
Необходимость и причины информационной революции в общественной жизни
На текущем этапе существования общества особую значимость приобрели информационные технологии, которые влияют на политику, формируя новые правила и принципы политического взаимодействия, требуя реформирования сложившейся системы политических отношений и власти в обществе. Необходимость осознания со стороны власти неизбежности изменений является важнейшей проблемой реализации государственной политики. Информационная цивилизация формирует обновленные правила политических игр, децентрализуя управление, исключая бюрократизацию, деформируя сложившуюся иерархию власти. В соответствии с предсказанием американского социолога Элвина Тоффлера информационная волна способна принести с собой иное представление о мире, требующее собственных способов использования пространства, времени, логики, причинности. Это предсказание было сделано в первой половине XX века, но воплотилась только в XXI веке.
Вследствие информационной революции государственная власть получила в свое распоряжение принципиально новый ресурс в виде системы информационных потоков, выявившей прерогативы политической власти и управления. Новые реалии обеспечили выдвижение средства массовой информации на роль виртуальной четвертой власти, которая по таким критериям как оперативность, сила, проникновение влияние способна превзойти все другие традиционные ветви власти даже в совокупности. Фактически современную политическую ситуацию можно объяснить через феномен: не показано по телевидению, значит, не происходило. Средства массовой информации могут обеспечить получение серьезного общественного резонанса, что не может игнорировать политика.
Целевое назначение информационного сопровождения государственной политики
Информационное сопровождение государственной политики ориентировано на достижение таких целей, как:
- обеспечение постепенного расширения информационные зоны вокруг определенных политических акций и заявлений политиков;
- раскрытие отдельных политических тем и заявлений с подачей оценочного содержания, обеспечивающих интересы организаторов информационной компании;
- осуществление целенаправленного воздействия на общественное мнение относительно определенных событий и заявлений политической жизнедеятельности;
- осуществление целенаправленного информационного воздействия на силы оппозиции, призванного обеспечить корректировку ее мнения и политической позиции;
- обеспечение динамики общественного мнения с целью получения поддержки заявлений политиков и политических акций.
Информационное сопровождение государственной политики можно рассматривать как запланированный комплекс взаимосвязанных мероприятий коммуникационного характера, обеспечивающих поддержку конкретных политических мероприятий и действий государственной власти за счет воздействия на общественное мнение.
Средства массовой информации выступают в качестве важнейшего инструмента, обеспечивающего формирование общественного мнения. На средства массовой информации фактически возложен контроль за развитием культуры, формированием культурных и политических ценностей, определенных идей, продвигаемых в общество в ущерб другим, обесцениваемым идеям. Отсутствие освещения какого-либо события в средствах массовой информации практически полностью нивелирует его влияние на общество.
Этапы реализации информационного сопровождения государственной политики
Информационное сопровождение государственной политики по отношению к отдельным мероприятиям или действиям органов государственной власти можно разложить на следующие этапы:
- во-первых, этап анализа сложившейся ситуации, проведения исследований и выработки задач осуществления информационного сопровождения. Этот этап подразумевает выработку основных критериев информационной кампании, сопровождающей то или иное политическое событие, начиная от сроков, необходимых ресурсов, и заканчивая согласованностью информационного сопровождения содержания политической акцией или государственной политики;
- во-вторых, этап разработки информационной программы, отбора средств массовой коммуникации, применяемых в ней, техники воздействия и планирования бюджета. Этот этап обеспечивает решение таких задач как выбор конкретных средств массовой информации, через которых будет осуществляться информационное сопровождение, принятие решений относительно публикации тех или иных фактов, определение объема финансовых ресурсов, направляемых на каждый факт информирования общества о тех или иных событиях;
- в-третьих, этап осуществления реализации информационной программы, обеспечения раскрутки темы. Оптимальным сроком этого этапа является один-два месяца в зависимости от масштаба политического события. Этот срок обеспечивает подготовку общества к восприятию того или иного политического действия в необходимом ракурсе;
- в-четвертых, этапы информационного прикрытия, оценки результатов информационного сопровождения, формулировки выводов. Этот этап направлен на сокрытие персональной заинтересованности организаторов информационного сопровождения государственной политики в достижении определенных целей. Внимание общества должно быть акцентировано на отношение к определенному политическому событию, но не на его причинах.
Современная государственная политика уходит от жестких методов пропаганды, делая акцент на применении мягких информационных технологий, основанных на регулировании интенсивности информационной раскрутки той или иной темы.