Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Продвижение библиотечных продуктов и услуг маломобильным пользователям: организационный аспект

Значимость, принципы и формы библиотечного обслуживания маломобильных пользователей

Предоставление полноценного доступа к информации, а также библиографическим ресурсам и библиотечным технологиям является базой для повышения качества обслуживания пользователей и реализации социальной миссии библиотеки. Будучи открытым социальным институтом, библиотека активно включается в деятельность по удовлетворению информационных потребностей той части населения, которая имеет различные ограничения, связанные с состоянием здоровья. Поэтому предоставление беспрепятственного доступа к информационным и культурно-образовательным ресурсам для инвалидов и маломобильных пользователей является частью социальной политики библиотечных учреждений.

В рамках государственной программы «Доступная среда» в библиотеках были предприняты меры, способствующие повышению качества оказания услуг людям с ограничениями здоровья, а также выработаны основные принципы организации работы с маломобильными гражданами. К ним относят и соответствующие организационно-планировочные решения, и обеспечение библиотек необходимым оборудованием, и обучение сотрудников принципам работы с данной категорией пользователей.

Внедрение принципов полноценного охвата библиотечным обслуживанием всех категорий населения независимо от состояния здоровья влечет за собой изменение и расширение принятых форм обслуживания, которые осуществляются в нескольких форматах:

  1. Обслуживание маломобильных пользователей в стенах библиотеки, специально оборудованной для работы с такой группой читателей.
  2. Обслуживание читателей данной группы вне стен библиотеки с применением внестационарных форм (обслуживание на дому, в библиотечных пунктах при больницах, домах инвалидов, интернатах).
  3. Удаленное обслуживание посредством Интернета и различных дистанционных форм (например, электронной доставки документов, удаленного библиографического обслуживания).

Продвижение библиотечных продуктов и услуг маломобильным пользователям: организационный аспект

Организационный аспект обслуживания маломобильных пользователей в библиотеке включает разработку и внедрение соответствующих нормативных документов, которые определяют правила и особенности работы персонала:

«Продвижение библиотечных продуктов и услуг маломобильным пользователям: организационный аспект» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Правила оказания услуг инвалидам, маломобильным гражданам и лицам, имеющих ограничения здоровья.
  2. Должностные инструкции для сотрудников, ответственных по приказу руководителя учреждения за работу с такой категорией пользователей.
  3. Инструктажи по технике безопасности и порядке оказания услуг.
  4. Паспорт доступности объекта, включающий оценку уровня доступности, а также перечень организационно-управленческих решений, способствующих повышению качества обслуживания.
  5. Создание корпоративного кодекса этики обслуживания инвалидов в библиотеке.

Конкретные меры по обеспечению обслуживания инвалидов и маломобильных групп граждан определяются характером и степенью нарушений, препятствующих нормальному функционированию человека. В связи с этим библиотечные работники должны быть знакомы с классификацией групп пользователей с ограниченными возможностями здоровья, их потребности и проблемы, с которыми они могут столкнуться в ходе посещения библиотеки, и соблюдать основные принципы работы с данными категориями читателей.

Особенности инфраструктуры библиотечного объекта определяют основные виды организационных решений пи оказании помощи инвалидам и лицам с ОВЗ:

  1. Оказание помощи при входе / выходе из библиотечного учреждения.
  2. Руководство передвижением внутри библиотеки и помощь в ориентации.
  3. Сопровождение внутри библиотеки по различным зонам обслуживания.
  4. Помощь в выполнении операций, которые читатель не может осуществить самостоятельно (перемещение предметов, включение / выключение аппаратуры, заполнении или прочтении рукописных / печатных форм и проч.).

Другой аспект организационной работы по сопровождению лиц с низкой мобильностью в библиотеке связан с использованием современных технологий, а также с решением кадровых вопросов:

  1. Создание автоматизированных рабочих мест для читателей-инвалидов.
  2. Приобретение специальной мебели, которая отвечает физическим возможностям инвалидов и удобна в использовании.
  3. Пополнение фонда специальными информационными ресурсами, которые предназначены для работы с ними слепых и слабовидящих, людей, страдающих церебральным параличом, умственной отсталостью и проч.
  4. Развитие сервисов удаленного обслуживания пользователей.
  5. Выделение в штате специального сотрудника, обеспечивающего обслуживание пользователей с низкой мобильностью, на дому или в пунктах выдачи литературы при социальных учреждениях.

Привлечение лиц с ОВЗ в библиотеку определяется качеством их обслуживания, а также возможностью создания доступной среды для их комфортного пребывания в библиотеке. В связи с этим библиотеки сталкиваются с необходимостью дальнейшего совершенствования организационной культуры обслуживания маломобильных пользователей, а также с поиском новых форм социокультурной реабилитации лиц, имеющих ограничения по состоянию здоровья.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot