Особенности современной социокультурной ситуации
Современная социокультурная ситуация диктует новые требования к умениям и навыкам личности, способной к функционированию в информационном обществе. Главным становится освоение таких аспектов мышления и деятельности, которые позволяют успешно ориентироваться в информационном потоке, постоянно повышать уровень знаний и умений, осваивать смежные сферы деятельности и совершенствовать навыки, необходимые для коммуникации и самостоятельного поиска сведений.
Эти особенности определяют структуру личности современного человека, в которой главной составляющей становятся так называемые гибкие навыки и адаптационные способности к быстро меняющимся условиям мира.
В структуре навыков личности одно из центральных мест занимают те, которые связаны с развитой информационной культурой.
Информационная культура представляет собой совокупность мировоззренческих принципов и ценностных установок, а также практических навыков, связанных с использованием приемов и методов работы с информацией в повседневной жизни, обучении, профессиональной деятельности и саморазвитии.
Информационная культура предстает как система теоретико-прикладных компонентов, освоение которых обеспечивает высокий уровень ориентации и интеграции в современное информационное поле.
Широта информационной культуры отпадает способность личности взаимодействовать с различными типами и источниками информации, извлекать необходимые сведения, структурировать и трансформировать информацию в соответствии с потребностями. Также сюда можно отнести и умение использовать современные технологии для работы с информационными источниками, быстро ориентироваться в виртуальной коммуникации, а также ее пространстве для налаживания контактов в социуме.
Для людей, занятых в профессиях, имеющих отношение к информационному обеспечению, необходим высокий уровень информационной культуры. В частности, для библиотекаря развитая информационная культура является частью его профессиограммы и отражает уровень сформированности компетенций, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. Однако и для любого индивида в целом высокий уровень информационной культуры также составляет важную часть его общекультурных компетенций, поскольку он является базой, обеспечивающей успешность усвоения знаний в процессе работы с разными типами информации.
Формирование информационной культуры библиотекаря и пользователей библиотек в современной социокультурной ситуации
Для библиотекаря и пользователя информационная культура предстает в разных ипостасях.
Информационная культура библиотечного работника основывается на формировании профессиональных компетенций, связанных с работой с информационными ресурсами и принципами их использования.
Для пользователя информационная культура выступает как прикладная область, направленная на формирование умений самостоятельно удовлетворять свои информационные потребности с опорой на имеющие технологии поиска и обработки ресурсов библиотечного фонда и Интернета.
Информационная культура предстает как часть общей культуры и нуждается в активном развитии в современных условиях. Это касается как умений и навыков библиотечных сотрудников, так и пользователей.
Для развития информационной культуры библиотекарей используются следующие направления работы:
- Постоянное повышение квалификации на основе последних достижений библиотечной теории, а также практической инновационной деятельности библиотек страны и мира.
- Самообразование посредством чтения специальной литературы, посещения семинаров, мастер-классов, участия в профессиональных методических объединениях.
- Повышение уровня компьютерной грамотности, освоение нового оборудования, программного обеспечения, а также новых технологий виртуального обслуживания и работы с электронными ресурсами.
- Обмен опытом с коллегами как внутри одного коллектива, так и между различными библиотечными учреждениями.
- Изучение передового опыта развития информационной культуры в библиотеках и его внедрение в практику работы.
Для пользователей наиболее эффективны такие направления, которые носят практико-ориентированный характер:
- Проведение специальных бесед и консультаций, обучающих основам работы с СБА и фондами библиотеки.
- Обучение поиску информации с помощью электронного каталога и ресурсов Интернета с применением разных технологий поиска.
- Развитие читательских компетенций путем проведения мероприятий, направленных на продвижение чтения и обсуждение книг.
- Формирование навыков работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, используемым в процессе поиска и обработки информации.
- Знакомство с правилами оформления письменных работ в части представления цитат, ссылок на источники, описаний.
- Формирование потребности в использовании ресурсов библиотеки за счет выполнения справок, проведения тематических обзоров и выставок, позволяющих представить информационные и документные ресурсы библиотеки.
Работа по формированию и развитию информационной культуры должна носить комплексный характер, отличаться системностью и регулярностью. Только в этом случае она будет успешной и сможет способствовать информационному просвещению пользователей и сотрудников библиотеки.