Особенности управления Ханты-Мансийским автономным округом – это подход к организации управления данным регионом Российской Федерации, специфика которого обусловлена особым статусом данного автономного округа и необходимостью решения характерных для него проблем.
Характеристика особого статуса Ханты-Мансийского автономного округа
Ханты-Мансийский автономный округ – это особый субъект в Российской Федерации, обладающий двойственным статусом. С одной стороны, Ханты-Мансийский автономный округ представляет собой часть такого субъекта Российской Федерации как Тюменская область, с другой стороны, данный автономный округ выступает в качестве самостоятельного субъекта Российской Федерации. Данный автономный округ входит в состав Уральского федерального округа, представляет собой основной нефтегазоносный район Российской Федерации, обладающий статусом самостоятельного региона-донора, входящего в топ различных рейтингов по экономическому развитию, инвестиционной привлекательности и социальному благополучию населения.
В состав округа включено более 100 муниципальных образований, административным центром округа выступает город Ханты-Мансийск. Высоким уровнем развития обладают такие города как Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск. Численность населения превышает 1,5 млрд человек.
Образование Ханты-Мансийского автономного округа было осуществлено в 1932 году советскими властями, изначально он назывался Остяко-Вогульский национальный округ. В состав Тюменской области округ вошел в 1944 году в период ее новообразования. 70-ые годы XX века стали периодом наделения округа автономией и правом законодательной инициативы.
Органы управления Ханты-Мансийским округом
Представительная власть в Ханты-Мансийском округе обеспечивает региональный парламент, в состав которого входит 38 депутатов, избираемых населением округа посредством реализации прямого избирательного права в форме тайного голосования на срок 5 лет.
Структура представительного органа власти Ханты-Мансийского округа включает в себя следующие составляющие:
- во-первых, комитет по законодательству, вопросам государственного управления и местного самоуправления;
- во-вторых, комитет по социальной политике;
- в-третьих, комитет по финансам, бюджету и налоговой политике;
- в-четвертых, комитет по экономической политике, природопользованию и региональному развитию;
- в-пятых, постоянная комиссия по регламенту, вопросам депутатской этики и деятельности;
- в-шестых, ассамблея представителей коренных малочисленных северных народов.
Парламент Ханты-Мансийского округа – это постоянно действующий высший единственный законодательный орган государственного управления на территории округа.
Состав полномочий регионального парламента включает в себя следующие функции:
- во-первых, принятие устава округа, внесение дополнений и исправлений в него;
- во-вторых, осуществление законодательного регулирования в пределах своих полномочий;
- в-третьих, заслушивание ежегодных отчетов главы автономного округа о результатах деятельности исполнительных органов власти в округе;
- в-четвертых, осуществление иных полномочий, предусмотренных Российской Конституцией, федеральным законодательством, уставом округа;
- в-пятых, принятие законов и постановлений регионального уровня;
- в-шестых, принятие организационных документов, регулирующих деятельность регионального парламента и так далее.
Исполнительную власть Ханты-Мансийского автономного округа возглавляет губернатор, являющийся высшим должностным лицом автономного округа. Избрание губернатора осуществляется на срок 5 лет. Замещение должности губернатора возможно не более 2 сроков подряд.
Губернатор в системе управления Ханты-Мансийским автономного округа осуществляет следующие полномочия:
- представление округа в отношениях с органами государственного управления федерального и регионального уровня, органами муниципального управления, иностранными субъектами, имеющими внешнеэкономические связи с округом;
- обнародование законов, их удостоверение посредством подписания, отклонения законов, принятых парламентом региона;
- формирование правительства округа и принятия решения об его отставке;
- осуществление внеочередного созыва заседаний регионального парламента;
- участие в работе парламента с правом совещательного голоса;
- назначение представителя в Совет Федерации от Ханты-Мансийского автономного округа;
- определение основных направлений политики округа;
- представление в парламент региона проекта регионального бюджета, а также отчета о его исполнении;
- председательство на заседаниях правительства округа и так далее.
Высшим органом исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа является правительство, формируемое губернатором округа, входящим в состав правительства и возглавляющим его деятельность.
Правительство округа – это постоянно действующий высший исполнительный орган государственного управления округом. Формирование и осуществление деятельности правительства регулируется уставом округа и законами регионального уровня. Правительство несет ответственность и подотчетно губернатору округа, представительному органу регионального управления в части исполнения законодательства.
Правительство округа наделено правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Полномочия правительства округа включают в себя практическую реализацию политики развития региона, исполнение бюджета региона, представление отчетов о своей деятельности в законодательные органы региональной власти.
Система исполнительных органов управления Ханты-Мансийским округом включает в себя аппарат губернатора, различные департаменты и службы, к числу которых можно отнести департамент внутренней политики, государственного заказа, государственной гражданской службы, гражданской защиты населения, дорожного хозяйства и транспорта и так далее.
Внешний финансовый контроль на территории округа осуществляет счетная палата Ханты-Мансийского автономного округа, действующая в соответствии с региональным законом.