Государственные и муниципальные доходы – это часть национального дохода государства, представляющая собой денежные средства, которые поступают в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также государственные и муниципальные внебюджетные фонды на безвозмездной и безвозвратной основе.
Сущность государственных и муниципальных доходов
Государственные и муниципальные доходы выступают источником финансирования государственного и муниципального управления, деятельности органов государственного и муниципального управления и их нужд.
Зачисление государственных доходов осуществляется в бюджеты государственных бюджетной системы различных уровней, а также внебюджетные фонды целевого назначения. Муниципальные доходы зачисляются в муниципальные бюджеты и муниципальные внебюджетные фонды.
Часть государственных и муниципальных доходов остается в распоряжении государственных и муниципальных предприятий.
В основе системы государственных и муниципальных доходов находится принцип единства. Суть этого принципа состоит в том, что российское законодательство определяет виды государственных и муниципальных доходов, порядок их распределения между федерацией, регионами и муниципальными образованиями. В связи с этим наличие определенных источников формирования государственных и муниципальных доходов обеспечивает повсеместное использование одних и тех же видов денежных поступлений.
Классификация государственных и муниципальных доходов
Государственные и муниципальные доходы формируют единую систему, в рамках которой осуществляется их классификация по группам.
Классификация государственных и муниципальных доходов осуществляется в соответствии с разнообразными признаками, отражающими их наиболее значимые черты.
Критерий социально-экономического признака является определяющим при классификации государственных и муниципальных доходов. Согласно этому критерию государственные и муниципальные доходы делятся на следующие виды:
- доходы, получаемые государственным или муниципальным хозяйством, в результате производственной деятельности муниципальных и государственных предприятий, использования государственного и муниципального имущества, а также природных ресурсов. Данные доходы подлежат частичному зачислению в бюджетную систему страны, но при этом остаются и в распоряжении государственных и муниципальных предприятий;
- доходы, получаемые от хозяйствующих субъектов негосударственных форм собственности в виде налогов, сборов, иных платежей;
- доходы от функционирования совместных предприятий, иностранных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории российского государства;
- доходы, получаемые от граждан.
В соответствии с критерием территориального уровня государственные и муниципальные доходы делятся на:
- федеральные доходы;
- региональные доходы;
- муниципальные доходы.
В соответствии с критерием юридических особенностей и формы доходы государства и муниципальных образований делятся на:
- налоговые доходы;
- неналоговые доходы.
Налоговые доходы государственных и муниципальных бюджетов формируются в соответствии с признаками индивидуальной безвозмездности и обязательности юридические формы, на регулярной основе, согласно определенному налогооблагаемому объекту. Неналоговые доходы являются более разнообразными по методам и формам взимания. Они делятся на добровольные и обязательные.
В соответствии с критерием порядка образования и использования государственные и муниципальные доходы делятся на:
- во-первых, централизованные доходы, которые включают в себя доходы, получаемые государственными и муниципальными бюджетами, внебюджетными фондами. Эти доходы формируют государственную казну федерального и регионального уровня и муниципальную казну. Данный вид доходов отграничен от средств, которые закрепляются за государственными и муниципальными хозяйствующими субъектами;
- во-вторых, децентрализованные доходы, представляющие собой доходы хозяйствующих субъектов государственной и муниципальной формы собственности, оставляемой в их непосредственном распоряжении, используемые самостоятельно для финансирования социальных и производственных нужд хозяйствующих субъектов. В качестве таких доходов в основном выступает часть прибыли хозяйствующих субъектов.
Доходы государственных и муниципальных бюджетов, преимущественно, не носят целевого характера. В связи с этим они могут направляться при наличии потребности на финансирование наиболее важных, приоритетных потребностей общества.
Специфика неналоговых государственных и муниципальных доходов
Неналоговые государственные и муниципальные доходы является важнейшим источником формирования поступлений в бюджетную систему.
Неналоговые государственные и муниципальные доходы включают в себя доходы от использования государственной и муниципальной собственности, функционирования органов государственного и муниципального управления, эквивалентные и штрафные платежи, средства, полученные на добровольной основе.
Одной из отличительных особенностей неналоговых государственных и муниципальных доходов является их либо обязательный, либо добровольный характер. Обязательность неналоговых доходов подразумевает их определенную возмездность в связи с тем, что взимание таких платежей подразумевает предоставление их плательщику каких-либо прав, услуг, имущества и того подобного.
Неналоговые государственные и муниципальные доходы могут иметь целевой характер, что подразумевает их расходование на определенные объекты, пользование которых привело к их уплате (к примеру, платежи за пользование природными ресурсами).