Абсолютизм – это форма устройства публичного управления, которая предполагает, что вся полнота власти принадлежит, как правило, монарху и не ограничена, в отличие от конституционных монархий, представительными институтами.
Характеристика перехода к абсолютизму в России
Традиционно период абсолютизма в российской истории определяется следующим временными рамками – конец XVII-XVIII вв. При этом необходимо отметить, что вопрос становления абсолютизма в условиях российской государственно-правовой действительности остается дискуссионным. Дискуссионными вопросами являются вопросы сущности, природы абсолютизма в России. Так, например, дворянские историки указывали, что самодержавие исторически присуще системе публичного управления на Руси, в частности оно формировалось еще в Киевском государстве и соответственно укрепилось в Московском государстве.
В советской истории вопросы абсолютизма также широко исследовались и определение периода становления абсолютизма в России было остро дискуссионным. Некоторые авторы связывали становление абсолютизма с именем Ивана Грозного, другие отмечали, что утверждение абсолютной монархии в России связано с реформами Петра I.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о причинах становления абсолютизма в России. Представляется, что главной предпосылкой становления абсолютизма было распространение крестьянских восстаний, когда закрепощение крестьян повлекло их сопротивление. Феодалы, в свою очередь, для сохранения собственного положения были вынуждены передать всю полноту власти неограниченному монарху. При этом важно отметить, что главная причина становления абсолютизма в России не является специфической для ее государственно-правовой действительности. Указанные факторы существенную роль играли и в становлении абсолютной монархии в Германии и Англии.
Кроме того, стимулировала установление абсолютизма и военная опасность со стороны зарубежных государств – Швеции, Турции, Речи Посполитой.
Таким образом, необходимо констатировать, что ко второй половине XVII в. не только сформировались предпосылки для утверждения абсолютной монархии, но и возникла возможность установления абсолютной монархии исходя из сложившегося опыта развития механизма государственного управления:
- дворянское ополчение было заменено постоянным войском;
- приказная система сформировала класс чиновничества;
- у царя появились независимые ресурсы в виде налога с Поволжья, Сибири за пушнину и винной монополии.
Фактически сложилась ситуация, при которой монарху не требовалось запрашивать разрешения у представительных органов на реализацию важных управленческих решений, в связи с чем представительные органы утратили свою роль в системе государственного управления, а власть монарха перестала быть хоть сколько-то ограниченной.
Характеристика государственного устройства России в период становления абсолютизма
Переход к абсолютной монархии традиционно связывается с падением роли сословно-представительных органов в системе государственного управления. В условиях российской государственно-правовой действительности такими органами были земские соборы, и в 1651 и 1653 гг. они были созваны в последний раз. После этого указанные органы фактически превращаются в совещательный орган при монархе, с которым монарх консультируется по отдельным вопросам.
Еще одним органом, ограничивающим власть монарха в условиях российской государственно-правовой действительности того периода, была Боярская дума. Этот орган утрачивал свое значение вместе с разрастанием его состава. Малочисленная Боярская дума при Иване Грозном могла оперативно собираться для обсуждения любого управленческого решения, с увеличением численности состава Боярской думы она стала собираться все реже (преимущественно по торжественным случаям), а действительные ее функции реализовывались незначительным кругом представителей ее состава – так называемый комнатой, куда входили наиболее приближенные к монарху. Таким образом, при Федора Михайловиче дума фактически не играла существенной роли в системе государственного управления, а в период реформ Петра Великого была упразднена окончательно.
При этом важно отметить, что процесс становления абсолютной монархии в России не связан исключительно с падением ограничивающих единоличную власть монарха органов публичного управления. Общественное устройство требовало перестройки системы публичного управления: феодальное государство в новых условиях классового противостояния для сохранения власти требовало отдельных преобразований. Так, например, для реализации функций публичного управления, которые монарх фактически не мог реализовать собственными силами, был учрежден Сенат, выступающий в качестве законосовещательного, административного и судебного органа. При Екатерине II этот орган утрачивает свои позиции, его сменяет верховный Тайный совет, в подчинении которого он и оказывается.
Правовая система России в период становления абсолютизма
Переход к абсолютизму характеризуется бурной законодательной деятельностью, прежде всего непосредственно монарха. Так, например, законотворческая деятельность Петра II отличалась высоким уровнем обобщения, последовательностью, четкой структурой (в отличие от законодательства предыдущих этапов исторического развития страны). Вместе с тем, текст законов и изобиловал западными терминами, применение которых в российской правовой действительности не имело объективных оснований.
Здесь важно отметить, что Петр Великий рассматривал закон как один из инструментов реализации всемогущества власти монарха, он требовал неукоснительного подчинения закону, регулировавшему все важнейшие сферы жизни подданных. Этим и была обусловлена широкомасштабная законотворческая деятельность. Право выступало инструментом реализации неограниченной власти монарха и предусматривало в качестве инструментов собственной реализации грубые принуждение и насилия.
При этом обеспечивать жесткое следование законам в огромном государстве, столица которого находилось на его окраине, было крайне проблематично; наличествовали случаи массовых нарушений закона.
Специфической особенностью правовой системы в указанный период является кодификация отдельных отраслей права.