Государственное управление в условиях чрезвычайного положения – это особый порядок функционирования органов исполнительной власти на территориях, в отношении которых действует режим чрезвычайного положения.
Характеристика режима чрезвычайного положения
Деятельность органов власти регламентирована для обеспечения их работы в обычных условиях жизнедеятельности общества. Однако в определенных ситуациях могут формироваться ненормальные обстоятельства, исключающие возможность соблюдения обычных правил государственного управления, что требует организации особого порядка функционирования органов власти.
Условия государственного управления формируются в результате чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение – это особый правовой режим, который вводится на территории всей Российской Федерации или ее отдельных частях по отношению к функционированию органов государственного и муниципального управления, хозяйствующим субъектам различных форм собственности, их должностным лицам, предусматривающий ограничение прав и свобод российских граждан, иностранных граждан, лиц, не имеющих гражданства, хозяйствующих субъектов, а также в возложении на указанных лиц дополнительных обязанностей. Законодательство всех стран предусматривает возможность перехода в условия чрезвычайного положения. Цель такого перехода обусловлена необходимостью устранения обстоятельств, которые стали причиной его введения, обеспечение защиты свободы прав гражданин человека, конституционного строя государства.
Введение чрезвычайного положения возможно при условии наличия обстоятельств, которые представляют непосредственную угрозу безопасности и жизни населения, конституционному строю государства, устранение которых невозможно без применения мер чрезвычайного характера. В состав таких обстоятельств входят:
- во-первых, попытки изменения конституционного строя Российской Федерации насильственным образом, присвоения или захвата власти, вооруженного мятежа, массовых беспорядков, террористических атак, захвата или блокирования особо важных объектов, территорий, подготовка и осуществление деятельности незаконных вооруженных формирований, конфликтов межнационального, межконфессионального и религиозного характера, которые сопровождаются действиями насильственного характера, создают непосредственную угрозу безопасности и жизни населения, нормальному функционированию органов государственного и муниципального управления;
- во-вторых, техногенные и природные чрезвычайные ситуации, чрезвычайные экологические ситуации, включая эпидемии, эпизоотии, ставшие следствием аварий, катастроф, стихийных и других бедствий, опасных природных явлений, повлекших или способных повлечь нанесение ущерба здоровью и жизни людей, окружающей природе, материальные потери, нарушение условий жизнедеятельности граждан, и нуждающиеся в проведении аварийно-спасательных и иных неотложных работ масштабного характера.
Российская Конституция допускает введение ограничений в отношении отдельных общегражданских и общечеловеческих прав и свобод в условиях чрезвычайного положения.
Особый порядок организации государственного управления в условиях чрезвычайной ситуации
Особый порядок государственного управления в условиях чрезвычайных ситуаций касается, прежде всего, исполнительных органов власти, остальные органы власти функционируют, как правило, в обычном порядке.
В условиях чрезвычайной ситуации закон допускает возможность полного или частичного приостановления деятельности исполнительных органов власти определенного субъекта Российской Федерации, а также органов муниципального управления. Российскому Президенту дано право приостановки действия правовых актов органов государственного управления регионального уровня и органов муниципального управления, которые действуют на территории, где объявлено чрезвычайное положение, при условии противоречия содержания этих актов президентским указам о введении чрезвычайного положения.
При этом в отношении федеральных органов исполнительной власти, а также их территориальных подразделений особый порядок функционирования законодательства не предусмотрен.
При введении чрезвычайного положения на отдельных территориях Указом Президента Российской Федерации предусматривается перечень органов государственной власти и их должностных лиц, которые отвечают за осуществление мер чрезвычайного характера. К реализации мер чрезвычайного характера допускаются:
- во-первых, внутренние войска;
- во-вторых, Вооруженные силы Российской Федерации;
- в-третьих, иные воинские формирования.
Президент России может передать право оперативного управления войсками при введении чрезвычайного положения определенному органу государственной власти.
Для обеспечение единства управления средствами и силами, используемыми при режиме чрезвычайного положения осуществляется назначение коменданта на территории, в обязанности которого входит:
- во-первых, издание в пределах своих полномочий приказов и распоряжений по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, носящих обязательный к исполнению характер;
- во-вторых, установление времени и срока действия комендантского часа;
- в-третьих, определение особого режима въезда на территорию, в отношении которой действуют режим чрезвычайного положения, а также выезда с этой территории;
- в-четвертых, установление особого режима продажи боеприпасов, оружия, лекарственных препаратов и средств, содержащих наркотические средства, психотропных веществ, сильнодействующих веществ, спирта и так далее;
- в-пятых, определение порядка и места хранения изъятых боеприпасов, оружия, военной техники и веществ;
- в-шестых, выдворение с территории, в отношении которой действует чрезвычайное положение, нарушителей режима;
- в-седьмых, оповещение населения о применяемых мерах чрезвычайного характера;
- в-восьмых, установление особого порядка аккредитации средств массовой информации на территории, в отношении которой действует чрезвычайное положение, а также регулирование порядка их работы.