Механизм государственного управления зарубежных стран
Правительство представляет собой орган публичной власти, реализующий исполнительную функцию. Правительство по составу относится к коллегиальным органам власти: разработка и принятия управленческих решений здесь осуществляется коллегиально входящими в состав правительства главами министерств и центральных ведомств, которым законом предоставлены соответствующие полномочия.
Традиционное наименование правительства в зарубежных странах – кабинет (совет) министров.
Правительство – это обязательный орган государственного механизма всех современных государств, образуемых при всех известных на сегодняшний день формах правления.
Однако его роль в системе государственной власти может отличаться в зависимости от сложившегося политического режима и формы правления конкретного государства:
- правительство может играть роль органа, возглавляющего подсистему исполнительных органов власти;
- правительство выступает совещательным органом власти при главе государства, который возглавляет систему органов исполнительной власти.
Итак, правительство всегда реализует исполнительные функции государственной власти, однако фактически место его в государственном механизме, порядок формирования, правовой статус напрямую связаны с установленными формой правления и политическим режимом конкретного государства.
Для определения характера и механизма государственного управления в конкретном государстве имеет значение соотношения управленческих функций правительства с представительным органом и главой государства. Глава государства также реализует исполнительную власть, однако его фактическое место в системе государственного управления во многом определяется взаимоотношениями с парламентом. Правовой статус парламента определяется возможность его влияния на состав правительства: там, где парламент имеет возможность определять состав правительства, он фактически определяет и государственную политику, там же, где его влияние на состав правительства ограничено, вся полнота власти сосредотачивается в руках главы государства.
Государственное управление в парламентской республике
Правительство парламентской республики, в частности Французской Республики, Федеративной Республики Германии и ряда других, формируется органом, возглавляющим систему государственной власти – представительным органом (парламентом), более конкретно, партийное большинство (или коалиция партий) нижней палаты парламента. Форма правления обуславливает и институт ответственности правительства: правительство ответственно перед парламентом.
Непосредственная процедура формирования совета министров традиционна для большинства государств: первоначально назначению подлежит глава правительства, затем главой правительства определяется конкретный состав министров, образующих высший исполнительный орган власти.
Есть государства, где выдвижение кандидатуры на пост главы правительства осуществляет президент, однако утверждает его парламент.
Государственное управление в президентской республике
В республиках такого типа глава государства выступает одновременно и главой правительства. Здесь имеют место прямые выборы президента или выборы двухступенчатые, когда сначала избираются представители населения, которые в последующем и избирают главу государства. Формирование правительства производит президент, ему предоставлено право назначать министров и право прекращать их полномочия.
Правительство как высшего государственного органа исполнительной власти в стране не существуют, его функции здесь носят совещательный, координационный характер, в то время как в руках главы государства сосредоточена вся полнота исполнительной власти.
В президентских республиках доктрина разделения властей реализуется не в полном объеме: сосредоточение в руках главы государства исполнительно-распорядительных функций государственного управления ограничивает инструменты контроля со стороны законодательной власти, в частности, ответственности исполнительной власти перед законодательной, и наоборот.
При этом крайне тяжело исчерпывающе определить характер взаимодействия ветвей власти в таких странах: в тех государствах, где реализуются демократические традиции, представительный орган не лишен влияния на исполнительную власть, однако в государствах, где политический режим характеризуется авторитарностью, парламент фактически представляет собой «бесправный» орган.
Государственное управление в странах со смешанной формой правления
Смешанной формой правления принято именовать организацию государственного управления, сочетающую в себе черты, как президентской, так и парламентской форм устройства государственной власти.
Здесь правительство формируется главой государства, однако парламент наделен правом выразить недоверие составу правительства, предложенному президентом. При этом глава государства наделен правом роспуска представительного органа и проведения выборов для формирования нового состава парламента. Когда по результатам выборов большинство парламента составляет партия президента, исполнительную власть фактически возглавит президент, а глава правительства станет формальной фигурой. Если же большинство представительного органа составит оппозиционная президенту и правительству партия, глава государства будет вынужден сформировать новое правительство под влиянием парламента. В этом случае исполнительная власть будет зависима от парламента.
Государственное управление в конституционных монархиях
Организация государственного управления в конституционной монархии сходна с организацией власти в парламентской республике. Монарх как глава государства фактически не участвует в управлении государством, формирование правительства осуществляется парламентским большинством. Руководство фактически сосредоточено в руках главы правительства.