Государственное управление в СССР в 30-40 годы XX века – это подход к организации государственного управления Советским Союзом в период становления советской власти и принятия Конституции 1936 года.
Специфика и особенности государственного управления в СССР в 30-40 годы XX века
В основе командно-административной системы государственного управления Советского Союза находились методы управления организационно-распорядительного и социально-психологического характера.
В первом случае речь идет о таких методах как:
- во-первых, планирование;
- во-вторых, нормирование;
- в-третьих, жесткий государственный контроль.
Во втором случае речь идет о таких методах, как:
- во-первых, пропаганда;
- во-вторых, идеология.
Основное назначение этих методов состояло в формировании положительного образа власти в глазах населения.
Экономические методы в государственном управлении Советским Союзом практически не использовались, что было обусловлено отрицательным отношением советской идеологии к процессу обогащения.
Государственное управление Советским Союзом в 30-40 годы XX века отличалось следующими особенностями:
- во-первых, дополнение государственного аппарата управляющей и контролирующей силой в виде партийных органов. Партийные директивы выступали основополагающим регулятором действий государственной администрации. Партийные решения носили обязательный для исполнения характер на всех уровнях публичной власти, для хозяйствующих субъектов, населения. Противодействие решениям партии воспринималось как несогласие с линией партии, призыв к контрреволюции и могло стать причиной ареста. Все это сопровождалось негласным запретом на возможность оперирования партийными директивами, за счет чего партия и партийные деятели освобождались от ответственности за неправильные решения;
- во-вторых, рост численности аппарата управления. Государство активно вмешивалось во все сферы жизнедеятельности советского общества, следствием чего стало активное расширение административных органов власти, партийных чиновников и государственных служащих;
- в-третьих, в основе формирования правящей элиты в лице Коммунистической партии находилась специальная подготовка и специальное обеспечение. Не смотря на провозглашенное равенство, при назначении партийных деятелей активно применялся классовый подход;
- в-четвертых, отсутствие равенства граждан. До 1936 года в СССР имели место такие категории граждан как «лишенцы», госслужащие, не наделенные гражданскими правами, бывшие собственники. Лица, не имевшие рабоче-крестьянского происхождения, направлялись в трудовые лагеря. С 1932 года крестьянам не давали паспортов и не предоставляли каких-либо социальных прав;
- в-пятых, утверждение государственной монополии в экономике. Расширение сферы влияния государства на общественную и экономическую деятельность привело к росту количественного состава исполнительных органов власти. С 1934 года государственное управление экономикой основывалось на производственно-территориальном и производственно-отраслевом принципах. В качестве основной проблемы советской экономики выступала проблема мотивации труда в условиях ограниченного применения экономических методов управления;
- в-шестых, принудительный труд;
- в-седьмых, приоритетность идеологии над экономическими, политическими, культурными процессами;
- в-восьмых, фальсификации и подлог, подразумевающие списание всех неудач, катастроф и аварий на вредителей;
- в-девятых, государственный террор, направленный на уничтожение отдельных социальных групп, препятствующих внедрению новой системы управления. 30-ые годы XX века характеризуются казнями многих вождей революции или их гибелью при невыясненных обстоятельствах. Под репрессии попали работники НКВД, армия.
Реформирование государственного управления в 30-40 годы XX века
30-40 годы XX века являются активным периодом становления советской власти. Для этого этапа характерно множество преобразований, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, выведение милиции в 1931 году из подчинения муниципальных органов власти, создание централизованной форм управления милицией;
- во-вторых, принятие новой Конституции Советского Союза в 1936 году, провозгласившей основой государственной власти в СССР власть Советов, социалистическую собственность и трудовую обязанность для каждого члена общества;
- в-третьих, утверждение Верховного Совета в качестве Высшего органа власти, реализующего законодательную функцию. Верховный Совет включал в себя две палаты в составе Совета Союза и Совета Национальностей, которые формировались в соответствии с территориальным и национальным принципом. Избрание членов Совета Союза осуществлялось по норме в расчете на 300.000 населения по одному депутату. Избрание Совета Национальностей осуществлялось по автономным и союзным республикам, автономным областям и национальным округам по норме, различающейся по статусу территориальных единиц, например, от союзных республик направлялось по 32 депутата, от автономных областей – по 5. Обе палаты Верховного Совета имели равные права. Верховным Советом осуществлялось избрание на совместном заседании двух палат Президиума верховного Совета Советского Союза, в состав которого включались: председатель, его 15 заместителей в разрезе каждой союзной республики, секретарь и 20 членов Президиума. Верховным Советом Советского Союза образовывалось Правительство государства, выступавшее в качестве высшего исполнительного и распорядительного органа.
В автономных республиках в качестве высшего органа государственной власти выступал Верховный Совет республики, другие территориальные единицы возглавлялись Советами депутатов, в качестве высших органов исполнительной власти выступали исполкомы, в состав которых входил председатель, его заместитель, секретарь и члены исполкома.
Конституция 1936 года позволила впервые провести выборы Советов по системе всеобщего тайного голосования. Она способствовала прекращению лишения прав в соответствии с классовой принадлежностью и провозгласила всеобщую воинскую повинность.