Государственное управление в сфере религиозных отношений – это система нормативных, организационных и иных мероприятий, которые определяют характер взаимоотношений между государством и религиозными объединениями, между государством и представителями различных конфессий, между государством и личностью в вопросах религиозного самоопределения.
Значение государственного управления в сфере религиозных отношений
Народ как источник власти передает эту власть системе должностных лиц и государственных органов, которые должны в его интересах реализовывать властные полномочия. При этом наличествуют сферы личной духовной жизни человека, которые не требуют прямого управленческого воздействия, вмешательства государства. Религиозные убеждения и отношения входят в сферу личных отношений, которые не требуют прямого государственного вмешательства, однако в условиях демократического политического режима, правового государства, гражданского общества каждому должно быть гарантировано право:
- не подвергаться дискриминации исходя из своей конфессиональной принадлежности;
- самостоятельно определять свое отношение к религии;
- организовывать религиозные объединения.
Таким образом, государственное управление в сфере религиозных отношений в современных государствах преследует цель наиболее полного обеспечения права личности на свободу совести и свободу вероисповедания.
Деятельность конфессиональных объединений направлена на формирование и укрепление нравственно-ценностных основ в обществе, что следует рассматривать в качестве положительной тенденции. Религиозные учреждения представляют собой важные социальные институты, выступают духовной опорой для населения, поскольку не претерпевают кризисных явлений, не теряют доверия населения. Тем самым они решают важные социальные задачи консолидации и поддержки населения.
Эффективное государственное управление в области национальных отношений крайне важно для России, поскольку это многонациональное многоконфессиональное государство с богатой духовной историей и культурой. Указанное актуализирует обеспечение государством благоприятной среды для наиболее полной реализации прав личности на духовное самоопределение, духовное развитие.
Правовое регулирование государственного управления в сфере религиозных отношений
Правовой статус личности получает закрепление на самом высоком уровне – в Конституции страны, конституционными положениями гарантируются:
- свобода совести и свобода вероисповедания;
- отделение государственного управления от функционирования религиозных объединений;
- утверждение светского характера власти;
- защита от дискриминации по религиозному признаку.
Названные конституционные положения получают дальнейшую конкретизацию и развитие в положениях специального федерального законодательства, регулирующего вопросы свободы совести и конфессиональных объединений.
Разграничение светских и религиозных отношений федеральным законодательством трактуется следующим образом:
- не допускается государственное вмешательство в духовное самоопределение личности, в том числе в самоопределение по отношению к религии;
- не допускается возложение на конфессиональные объединения функций публичного управления;
- не допускается вмешательство в деятельность религиозных объединений, когда такая деятельность соответствует требованиям федерального законодательства;
- гарантируется светский характер образования в образовательных учреждениях государства и муниципалитетов.
Основные направления государственного управления в сфере религиозных отношений
Государственное управление в сфере религии реализуется на основе конституционных положений, конкретизированных специальным федеральным законодательством. Итак, к принципам государственного управления в области конфессиональных отношений относятся следующие:
- нейтральный (светский) характер государственного управления. В соответствии со ст. 14 Основного закона страны государственная власть в России носит светский характер, что предполагает невозможность установления государственной религии, обязательной для всех религии. Функционирование конфессиональных объединений отделено от системы государства; все конфессиональные объединения равны перед государственным законом;
- государственное управление характеризуется равно уважительным отношением ко всем религиям. Следуя положениям специального законодательства, регулирующего вопросы свободы совести и конфессиональных объединений, центральным вектором во взаимоотношениях государства и религиозных организаций выступает равное отношение ко всем конфессиям – христианству, мусульманству, буддизму, иудаизму и др., признание этих конфессий важными элементами истории и культуры населения страны при указании главенствующей роли православия для отечественной духовной культуры;
- обеспечение уважительного отношения в обществе независимо от религиозных убеждений, формирование среды веротерпимости. Положения рассматриваемого специального федерального законодательства называют в качестве главной задачи государства в сфере регулирования религиозных отношений – обеспечение взаимопонимания, веротерпимости, уважения в вопросах свободы совести, свободы вероисповедания, свободы формирования религиозных объединений. Религия является для значительной части отечественного населения духовной опорой, и потому государством должно быть гарантировано уважительное отношение к традиционным и иным конфессиям, а также равно уважительное отношение к лицам, которые не идентифицируют себя ни с одной из конфессий.
Таким образом, современное государство и религиозные объединения сегодня выстраивают отношения, требующие:
- взаимного уважения;
- отсутствия взаимного необоснованного вмешательства при совместном формировании благоприятной среды для веротерпимости, духовного развития, утверждения традиционных ценностей и совместного преодоления негативных социальных явлений.