Причины Первой мировой войны
Первая мировая война, которая началась летом 1914 г., и стала результатом обострившихся противоречий между двумя объединениями крупных империалистических стран:
- так называемый Тройственный союз, объединивший в своем составе Германию, Австро-Венгрию и Италию;
- так называемая Антанта, объединившая в своем составе Англию, Францию, Россию.
Противоречия сформировались задолго до начала войны, но крайне обострились к лету 1914 г. Названные группы стран боролись за международное превосходство, преследовали захватнические цели. Для России война началась 19 июля 1914 г.
Для уяснения причин изменения государственного управления в годы Первой мировой войны важно понимать, какие цели Россия преследовала, вступая в войну. Буржуазия и помещики активно поддерживали царя, стремясь получить за счет военных действий новые территории, новые рынки сбыта, новые сырьевые источники, а кроме того, получить в прибыль от военных поставок. При этом в пропагандистских целях массам сообщалось, что война носит оборонительный характер, что она направлена на поддержку братских народов. Аналогичная обстановка складывалась и в других странах, участвующих в войне.
На начальном этапе России удалось провести несколько успешных военных операций, однако участие в войне очень быстро обнаружило те недостатки, которые имели место в социально-экономической среде, что стало результатом недостатка вооружения, военного снаряжения и, как следствие, неудач военных действиях и огромного числа жертв среди населения.
Изменения в государственном управлении в годы Первой мировой войны
Во время участия в войне царское правительство использовало специальное правовое регулирование, которое преследовало цель приспособить деятельность органов публичного управления для военных целей, в частности значительно усилилось вмешательство государства в экономические отношения.
Число большевиков в Четвертой Государственной Думе было незначительным, их деятельность была направлена на разоблачение захватнического характера войны, они вели агитацию в среде трудящихся, за что были подвергнуты уголовному преследованию.
Государственная Дума поддерживала политику царя относительно военных действий. Так, Думой были одобрены законопроекты, которые увеличивали налоговое бремя, – были повышены косвенные и прямые налоги. Фактически в рассматриваемый период Государственная Дума поддерживала все проекты законов царского правительства. При этом царь созывал Думу крайне редко – он пользовался своим исключительным законодательным правом ,лично принимал указы в условиях чрезвычайной ситуации, которые в последующем одобрялись Думой. Лидеры господствующих классов, заседающие в Думе, стремились обеспечить личные собственные захватнические интересы в войне, хотели упрочить влияние на политику царя и поэтому добивались формирования ответственного перед Думой правительства.
Однако эти попытки царь отметал: он стремился возродить самодержавие, устранив парламентский орган. Для реализации своих планов в августе 1915 г. лидеры буржуазных и помещичьих фракций парламента и члены Государственного Совета образовали «Прогрессивный блок». Они провозгласили целью своей деятельности не ликвидацию монархии, а, напротив, «оздоровление» государственного устройства при сохранении монархической формы правления.
С началом войны стало очевидно, что государственный механизм, обеспечивающий управление в мирное время, не способен решать военные задачи, возникла необходимость учреждения специальных чрезвычайных органов управления. В 1915 г. были учреждены межведомственные особые совещания, в их состав входили представители различных органов исполнительной власти. Так, например, действовало Особое совещание по снабжению армии, в его задачи входило обеспечение обороны, обеспечение армии топливом, продовольствием, а также решение вопросов по доставлению топлива, продовольствия и грузов военного характера войскам.
На местах названные органы были представлены местными отделениями.
В последующем Особое совещание по снабжению армии была разделено на четыре самостоятельных совещания, которые занимались отдельными направлениями – обороной, топливом, продовольствием и пр.
Так, важнейшую роль в управлении военного времени играла Особое обещание, ведающие вопросами обороны. Этому совещанию был придан статус высшего государственного органа, оно не было подконтрольно ни одному другому органу управления страной. Совещание было наделено широкой компетенцией, в частности:
- надзорными полномочиями в отношении деятельности правительственных и частных заводов, мастерских, которые занимались изготовлением предметов снаряжения для военных сил, а такое арсеналов;
- полномочиями по содействию учреждению новых заводов и предприятий, которые трудились бы для нужд армии.
На территории местного сообщества, где объявлялось военное положение, компетенция Генерал-губернатора значительно расширялась, он наделялся административно-полицейскими и судебными полномочиями, мог издавать обязательные постановления относительно предупреждения нарушений общественного порядка и безопасности страны, в частности предусматривать ответственность в форме тюремного заключения на срок, не превышающий трех месяцев, или денежного штрафа до трех тысяч рублей.
Кроме того, Генерал-губернатор наделялся правом по собственному усмотрению забрать из подсудности в административном производстве дела о преступлениях и проступках, ответственность за которые не превышала трех месяцев заключения или трех тысяч рублей штрафа, для самостоятельного разрешения. Также Генерал-губернатор имел право изымать любые уголовные дела для их рассмотрения по законам военного времени, исключать отдельные категории дел из подсудности судов общей юрисдикции и передавать их на разрешение военного суда, утверждать приговоры по отдельным категория дел, подсудных военным судам.