Значение государственного управления трудом и занятостью
Государственное управление трудом и занятостью – это система законотворческих и иных управленческих действий должностных лиц органов государственной власти общей и специальной компетенции по регулированию социально-экономических процессов в сфере труда и занятости для снижения масштабов безработицы, устранения ее негативных последствий, обеспечения трудоустройства населения и пр.
В связи с отказом государства от централизованной системы управления хозяйством и устройством экономической системы на демократических принципах возникли определенные трудности на рынке труда: фактически с государства были сняты функции по трудоустройству и обеспечению населения. Так, граждане как свободные экономические субъекты получили право самостоятельно распоряжаться своим трудовым потенциалом, что, в свою очередь, обусловило и переход к ним ответственности за эффективность реализации такого потенциала, роль работодателя также перешла к частным субъектам экономических отношений.
При этом практика свободной организации экономических отношений демонстрирует необходимость обеспечения со стороны государства поддержки наиболее уязвимой стороны трудовых отношений – работника. Частные компании (руководство и кадровые службы) в качестве работодателя определяют важнейшие аспекты трудовых отношений – объем оплаты трудовой функции и условия ее реализации – в соответствии с запросами эффективной организации деятельности компании. Планирование кадровой работы предполагает решения задач эффективного отбора сотрудников, их обучения, оплаты реализации ими трудовой функции и иных аспектов трудовых отношений и осуществляется исходя из планируемых качественных и количественных показателей эффективности деятельности работодателя. Иными словами, при разработке кадровой политики работодателями интересы работников учитываются далеко не в первую очередь.
Вмешательство государства в систему социально-трудовых отношений направлено на решение следующих задач публичного управления: сокращение объемов безработицы, обеспечение трудоустройства населения, обеспечение гарантированного размера оплаты реализации работником трудовой функции, обеспечение приемлемых условий реализации трудовой функции и др.
Направления государственного управления трудом и занятостью
Государственное управление трудом и занятостью предполагает оказание государственного управленческого воздействия в сфере социально-трудовых отношений по следующим направлениям:
Регулирование минимального дохода работника и условий реализации им трудовой функции. Это направление реализации публичного управления в области труда и занятости направлено на обеспечение минимальных гарантий жизнедеятельности трудового населения: оплата реализации трудовой функции не может быть ниже установленного государством минимума; условия реализации трудовой функции должны гарантировать обеспечение прав работника на безопасность, сохранение здоровья и т.д. Конкретные мероприятия по указанному направлению – это:
- установление государством минимального объема оплаты реализации работником трудовой функции на территории страны и установление прожиточного минимума исходя из региональных социально-экономических условий;
- регулирование процедуры установления трудовых отношений;
- регламентация дополнительных гарантий трудовых прав работника, например, при реализации им трудовой функции сверхурочно;
- установление квот для трудоустройства отдельных категорий работников;
- определение возрастного периода трудоспособности и пр.;
Регулирование привлечения трудоспособного населения в качестве работника в экономический оборот для целей обеспечения оптимального баланса занятости и безработицы. Мерами публичного управления по рассматриваемому направлению являются:
- организация контрольных мероприятий в области безработицы, в том числе организация и реализация мероприятий по сокращению объемов безработицы;
- разработка и внедрение мероприятий, направленных на обеспечение занятости;
- обеспечение социальных гарантий безработным;
- формирование дополнительной трудовой занятости и др.
Регулирование объемов безработицы и обеспечение трудового потенциала населения выступает необходимым условием роста занятости населения, сокращения необходимых объемов социального обеспечения, увеличения поступлений налогов от трудовых доходов населения, снижения потоков трудовой миграции населения и др.
Сочетание государственного и частного управления трудом и занятостью
На современном этапе государственное управление трудом и занятостью сочетается с частноправовыми мерами регулирования по следующим направлениям:
- субъектами управления рассматриваемыми процессами выступают федеральные и региональные органы публичного управления общей и специальной компетенции как регуляторы социально-трудовых отношений и частные компании как работодатели;
- управление осуществляется по различным направлениям: органы публичного управления осуществляют руководство трудом и занятостью для повышения уровня жизни населения; частные компании как работодатели выстраивают трудовые отношения для обеспечения эффективности деятельности компании. В свою очередь, интересы работника обусловлены потребностями получения рабочего места, высокой оплаты труда и комфортных условий реализации трудовой функции;
- главенствующую роль в управлении трудом и занятостью играют органы управления государством, потому как цели экономического регулирования совпадают с конечными целями управления трудом и занятостью. Это обеспечение высокого уровня жизни населения и вовлечения граждан в экономический оборот;
- эффективность государственного управления трудом и занятостью обеспечивает согласование целей участников трудовых отношений.