Содержание государственного управления трудом
Основу всестороннего развития любого государства составляет трудовая деятельность населения, обеспечивающая производство товаров и услуг.
Труд представляет собой форму социального поведения личности, обеспечивающей решение социальных, экономических и иных задач во всех сферах жизнедеятельности человека.
Государственная политика в сфере трудовых отношений ориентирована на снижение степени централизации управления данной сферой. Снижение степени централизации государственного управления характерно практически для всех сфер управления, что отрицательно сказывается на рынке труда и занятости населения.
Достижение стратегических целей развития российского государства невозможно без решения проблемы занятости, что повышает значимость государственного управления трудом.
Значимость государственного управления трудом выражается в следующем:
- во-первых, снижение уровня безработицы;
- во-вторых, ликвидация последствий безработицы;
- в-третьих, обеспечение трудоустройства;
- в-четвертых, создание условий для повышения квалификации работников и так далее.
Обязательным условием успешности государственного управления трудом является формирование соответствующей правовой базы, обеспечивающей необходимое правовое поле для такого управления. Правая база государственного управления трудом, в первую очередь, формируется федеральными законами соответствующего направления.
Задача государства в сфере управления трудом состоит не только в правовом обеспечении и надзоре за трудовой деятельностью, но и в формировании условий, стимулирующих население к труду.
Государственное управление трудом ориентировано на достижение следующих целей:
- реализовать и совершенствовать государственную политику в сфере управления трудом;
- обеспечивать условия для создания безопасных условий осуществления трудовой деятельности в организациях любых сфер деятельности и форм собственности;
- защищать интересы наемных работников, в том числе при профессиональных заболеваниях и производственных несчастных случаях;
- обеспечивать эффективное взаимодействие и сотрудничество всех сторон трудовых отношений.
Роль Федеральной службы по труду и занятости в государственном управлении трудом
Федеральным органом государственного управления, призванным осуществлять государственное управление трудом, является Федеральная служба по труду и занятости, именуемая в сокращенной форме – Роструд. Роструд призван осуществлять следующие функции:
- контролировать и надзирать сферу труда и занятость;
- обеспечивать возможность альтернативной гражданской службы;
- оценивать условия труда;
- проводить оценку системы социальной защиты граждан;
- оказывать государственные услуги по вопросам занятости и защиты от безработицы;
- регулировать трудовую миграцию и трудовые споры коллективного характера;
- предоставлять социальные гарантии социально незащищенным слоям населения.
Роструд подчиняется Министерству труда и социальной защиты России.
Правовую основу функционирования Роструда составляют такие нормативные акты как Конституция России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента и Правительства России, международные договоры, нормативно-правовые акты Министерства труда и социальной защиты России, Положение о Роструде.
Осуществление деятельности Роструда выполняется:
- непосредственно;
- посредством территориальных органов.
Роструд при выполнении своих полномочий взаимодействует с другими органами власти.
В состав полномочий Роструда включаются:
Осуществление государственного надзора и контроля соблюдения:
- требований трудового и иного, связанного с трудом, законодательства работодателями;
- порядка учета и расследования производственных несчастных случаев;
- порядка социальных выплат;
- привлечения к ответственности за нарушения в указанных сферах;
Осуществление контроля:
- прохождения альтернативной гражданской службы и увольнения с нее;
- расходования региональными органами власти средств субвенций, предоставляемых из федерального бюджета на осуществление делегированных полномочий;
- обеспечения гарантий государства в сфере занятости посредством социальной поддержки безработных;
- порядка определения степени утраты трудоспособности вследствие производственных несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- деятельности органов опеки и попечительства относительно недееспособных совершеннолетних или не полностью дееспособных совершеннолетних граждан;
Регистрация уведомительного характера:
- отраслевых или межотраслевых соглашений, заключенных федеральных соглашений социального партнерства, межрегиональных соглашений;
- коллективных трудовых споров по вопросам социального партнерства, в финансируемых из федерального бюджета организациях и при отсутствии возможности проведения забастовки;
Осуществление:
- рассмотрения дел об административных правонарушениях;
- информирования и консультирования работодателей и работников относительно вопросов трудового и иного, связанного с ним, законодательства;
- обобщения и анализа нарушений трудового законодательства и их причин;
- анализа травматизма на производстве и разработки мер его профилактики;
- перевода граждан, находящихся на альтернативной гражданской службе, из одной организации в другую;
- планирования направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы и так далее;
Обеспечение защиты государственной тайны в пределах своей компетенции;
Организация приема населения, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений населения, принятия решений по ним и своевременное направление заявителям ответов;
Представление в суде прав и законных интересов России по вопросам труда и занятости и так далее.