Роль личности Павла I в реформировании государственного управления
Для того чтобы в полной мере уяснить сущность реформаторской деятельности Павла I в области государственного управления, необходимо учесть обстоятельства и условия в которых формировалась личность правителя.
Павел I единственный сын Петра III и Екатерины II.
После рождения Павел I был передан на воспитание лично императрице Елизавете Петровне, от родителей он был изолирован, общение с ними обычно происходило не более двух раз в неделю. По отзывам современников, Павел рос развитым ребенком, демонстрировал успехи в математике и других науках. Когда Павел достиг подросткового возраста, Екатерина II уже свергла Петра III с престола. Получив возможность самостоятельно решать вопросы воспитания сына, она назначила ему наставника из числа чиновников – Н.И. Панина. Он поддерживал стремление Екатерины II занять престол, однако рассматривал ее исключительно в качестве временной фигуры – на период до совершеннолетия Павла. Названую позицию он активно прививал и Павлу, что обусловило разлад в отношениях между матерью и сыном. Во многом, этим обстоятельством обусловлена и последующая реформаторская деятельность Павла на престоле, которая была направлена против екатерининских нововведений.
Безусловно, реформы правителя были обусловлены и объективными причинами – коррумпированностью чиновников, их неисполнительностью, состоянием казны, характеризовавшимся значительными долговыми обязательствами, тяжелым положением крестьянства и пр.
Реформаторская деятельность Павла I была направлена на укрепление самодержавия, военной мощи страны, организованности армии, смягчения положения солдат и крестьян. При этом реформаторские начинания правителя встречали препятствие в виде коррупции, фаворитизма, недобросовестного отношения чиновников к службе.
Общая характеристика государственного управления при Павле I
Приоритетное направление государственного реформирования в период правления Павла I составляла централизация власти и управления посредством использования административно-бюрократических методов. Дворянские должности, занимаемые посредством выборной системы, были заменены назначаемыми бюрократическим образом должностями. В период правления Павла I прокуратура получила фактически ничем не ограниченные контрольные функции.
Состояние казны на момент вступления на престол Павла I характеризовалась наличием значительного долга, что ставило перед правителем задачи реформирования экономической жизни страны. Им были восстановленным органы управления в области экономики: это Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия Коммерц-коллегия и др.
Кроме того, Павлом I была введена новая система престолонаследия: издан указ, согласно положениям которого император утрачивал возможность назначать своего наследника; был восстановлен принцип, действовавший в допетровский период, закрепляющий переход престола к наследникам по мужской линии по праву первородства.
Публично-правовые преобразования коснулись и сферы управления местными сообществами. В частности, были упразднены городские представительные органы, отдельные судебные инстанции, были пересмотрены административно-территориальное устройство государства и принципы, на которых публичная власть осуществлялась в национальных окраинах, публичное управление здесь было передано традиционным органам управления.
Павел I не разделял екатерининских настроений в сословной политики, он не признавал сословную свободу, которой были наделены дворяне реформами Екатерины II. Правитель ввел в обязанность дворянам военную службу, разрешил применение в отношении дворян телесных наказаний, упразднил губернские дворянские собрания, а уездных – лишил значительного числа полномочий. Был осложнен переход дворян с военной службы на гражданскую: дворянин мог перейти от выполнения военных обязанностей к гражданской службе только в случае одобрения такого перехода сенатом. Кроме того, сенатское разрешение должно было быть утверждено царем.
Павел I ввел в отношении дворян сбор на содержание чиновников губернских администраций.
Правителем была введена жесткая цензура, частные типографии закрывались, издание и ввоз из-за рубежа значительного числа произведений были под запретом.
Павел I стремился к унификации общественных отношений и тотальной регламентации всех сфер социальной и личной жизни. Так, в частности, регламентации подвергались даже фасоны одежды.
Военное управление при Павле I
При реформировании организации армии Павлом I за образец им была взята прусская система. Им были составлены и введены в действие уставы и должностные инструкции в отношении отдельных родов войск. Правитель требовал от военнослужащих уяснения и знания положений названных организационных документов и их неукоснительного соблюдения. Уставы требовали гуманного отношения к солдатам, недопущения в отношении них чрезмерно жестокого обращения.
Важно подчеркнуть, что особую требовательность Павел I проявлял в отношении, прежде всего, офицерского состава. Положение солдат было значительно улучшено в период его правления, а именно: было качественно улучшено солдатское довольствие, возрос размер солдатского жалованья, введен строгий запрет в отношении использования солдатского труда в личных целях офицерами, было усовершенствовано медицинское обеспечение солдат.
В период екатерининского правления дворянская военная служба носила формальный характер: дворяне лишь записывались на службу, получая чины за счет связей и взяток, но реально военную службу они не несли, однако с приходом к власти Павла I формализм дворянской службы был преодолен. Офицерские чины, длительное время не осуществлявшие фактической военной службы, были вызваны к правителю и отчислены из армии.
При этом отдельные нововведения обоснованно критиковались современниками – это касалось обмундирования, не соответствующего задачам военной службы, и др.