Кадры и гражданская государственная служба
Государственные кадры предназначены для несения гражданской государственной службы.
Под гражданской государственной службой понимают разновидность службы государству, осуществляемой в органах государственного управления для реализации государственной политики и полномочий, делегированных государством данному органу.
Выделяют два уровня несения кадрами гражданской государственной службы:
- Федеральная гражданская государственная служба;
- Региональная гражданская государственная служба.
Несение кадрами гражданской государственной службы осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- приоритетности гражданских и человеческих свобод и прав;
- организационно-правовое единство гражданской службы на уровне федерации и регионов;
- обеспечение равного доступа населения страны к несению гражданской службы, исключение дискриминации при ее несении по любым качествам;
- профессиональная компетентность;
- стабильность;
- информационная открытость;
- взаимодействие с гражданами и объединениями общественного характера;
- защита кадров от вмешательства неправомерного характера в их профессиональную деятельность.
Кадры государственных органов власти: должности и их группы
В структуре кадров, несущих гражданскую государственную службу, различают следующие должности:
- во-первых, руководители – лица, замещающие руководящие должности различных уровней в органах государственного управления, включая заместителей руководящих лиц;
- во-вторых, советники или помощники – лица, назначение которых состоит в осуществлении содействия руководящим лицам при выполнении ими своих служебных обязанностей в органах государственного управления;
- в-третьих, специалисты – лица, обладающие специальными профессиональными умениями и навыками, необходимыми для осуществления конкретных функциональных задач;
- в-четвертых, специалисты обеспечительного характера – лица, в обязанности которых входит осуществление снабженческой деятельности по отношению к органу государственного управления. Снабжение в данном случае понимается в достаточно широком смысле, поскольку речь идет не только о поставке определенных материальных компонентов, но и информации, финансов и прочего.
Помимо этого все государственные кадры делятся на несколько групп:
- группа высших должностей;
- группа главных должностей;
- группа ведущих должностей;
- группа старших должностей;
- группа младших должностей.
Кадрам, несущим гражданскую государственную службу, присваиваются определенные классные чины согласно должности, замещаемой конкретным служащим. Классные чины соотносятся с группами кадров, несущих гражданскую государственную службу:
- высшей группе государственных должностей в федеральных органах власти присваивается чин действительного государственного советника России первого, второго или третьего классов, в региональных органах власти – чин действительного государственного советника субъекта России первого, второго или третьего классов;
- главной группе государственных должностей в федеральных органах власти присваивается чин государственного советника России первого, второго или третьего классов, в региональных органах власти – чин государственного советника субъекта России первого, второго или третьего классов;
- ведущей группе государственных должностей в федеральных органах власти присваивается чин советника государственной гражданской службы России первого, второго или третьего классов, в региональных органах власти – чин советника гражданской государственной службы субъекта России первого, второго или третьего классов;
- старшей группе государственных должностей в федеральных органах власти присваивается чин референта государственной гражданской службы России первого, второго или третьего классов, в региональных органах власти – чин референта гражданской государственной службы субъекта России первого, второго или третьего классов;
- младшей группе государственных должностей в федеральных органах власти присваивается чин секретаря государственной гражданской службы России первого, второго или третьего классов, в региональных органах власти – чин секретаря гражданской государственной службы субъекта России первого, второго или третьего классов.
Сущность государственного управления кадрами
Специфика государственного управления такова, что наиболее существенная роль в его осуществлении приходится на такой уникальный ресурс как кадры.
Под кадрами понимают постоянную часть государственных служащих, призванных осуществлять ее основные функции, выполнять задачи и представлять государство в своем лице.
Органы государственной власти оказывают влияние на кадры посредством установления и предъявления к ним определенных квалификационных и личностных требований.
Государственное управление кадрами ориентировано на решение следующих вопросов:
- во-первых, регулирование поступления на службу в государственные органы власти;
- во-вторых, обеспечение формирования резерва кадрового состава;
- в-третьих, регулирование несения государственной службы и ее прекращения;
- в-четвертых, ведение учета государственных служащих в форме специального реестра;
- в-пятых, обеспечение замещения вакансий в органах государственного управления за счет кадрового резерва;
- в-шестых, организация обучения, дополнительного обучения, повышения квалификации, стажировок для кадров государственных органов власти;
- в-седьмых, контроль соблюдения органами государственной власти гражданского, трудового законодательства и законодательства о государственной службе.
Государственное управление кадрами выступает в качестве разновидности государственной деятельности, направленной на обеспечение бесперебойной и квалифицированной работы государственных органов.