Государственное управление – это законодательно регламентированная специальная деятельность должностных лиц, органов и организаций публичного управления по реализации функций и задач социально-экономического развития территорий, обеспечению безопасности государства и общества, а также прав и свобод личности.
Характеристика взаимосвязи государственного управления и государственной службы
Последние десятилетия в стране активно идет реформирование системы государственного управления. Сегодня в отечественной государственной практике активно реализуется модель управления по результатам, где на первый план выходит эффективность государственного управления, что, в свою очередь, требует оптимальной организации деятельности должностных лиц и функционирования органов государственного управления и, соответственно, высокого профессионализма, добросовестности, ответственности, инициативности от лиц, замещающих должности государственной службы.
При этом сегодня эффективность государственного управления и эффективность государственной службы связывается не с непосредственным исполнением всех управленческих решений через принуждение, а с формированием благоприятной среды для поддержания правопорядка, законности, обеспечения прав личности, реализации ее потенциала.
Итак, не вызывает сомнения, что эффективность государственного управления напрямую связана с эффективностью организации и функционирования государственной службы на федеральном и региональном уровнях.
Взаимозависимость государственного управления и государственной службы определяется теми функциями, которые реализует государственное управление. Так, условно можно выделить два вида функций, реализуемых системой государственного управления:
- Внутренние. К числу внутренних функций относится упорядочение взаимоотношений внутри системы государственного управления, поддержание законности, обеспечение эффективности функционирования такой системы, поддержания состояния готовности системы адаптироваться к изменяющимся внешним и внутренним условиям, в том числе негативным, перманентное совершенствование и оптимизация управленческих процессов. Таким образом, очевидно, что когда речь идет о внутренних функциях государственного управления предполагается прямое воздействие на эффективность организации и функционирования государственной службы;
- Внешние функции государственного управления предполагают реализацию властного воздействия для упорядочения и урегулирования общественных отношений для целей обеспечения прав личности, благосостояния населения, развития экономики и пр. Здесь также проявляется взаимосвязь государственной службы и государственного управления, поскольку через лиц, замещающих должности государственной службы, и реализуется фактически государственное управление.
Проблемные аспекты государственного управления и государственной службы
При рассмотрении во взаимосвязи государственного управления и государственной службы можно выделить следующие проблемные аспекты:
- недостаток специалистов высокого уровня в системе государственного управления, прежде всего, менеджеров, способных качественно перестроить управленческие процессы для их ориентации на социальные запросы и запросы отдельной личности;
- отсутствие эффективной системы кадрового обеспечения государственного управления, то есть инструментов отбора специалистов, которые обладают необходимыми профессиональными знаниями и навыками, в том числе навыками делового общения. Указанный недостаток приводит к сокращению темпов перехода на сервисную модель государственного управления, то есть модель, ориентированную на нужды потребителя государственных услуг – гражданина или организации;
- несоответствие образовательных услуг в сфере государственного и муниципального управления запросам системы государственного управления: слабая ориентированность таких образовательных услуг на практические нужды и на нужды профессионального развития, в том числе посредством повышения квалификации служащих за счет организации обмена практическим опытом и пр.
Реформирование системы государственной службы, ее концептуальное обновление на принципах сервисной ориентации, управления по результатам способно существенно повысить эффективность государственного управления, включить население в разработку и реализацию управленческих решений, в том числе посредством внедрения информационных технологий.
Повышение эффективности государственного управления и государственной службы
Необходимым свойством системы государственного управления следует считать ее совершенствование и оптимизацию. При этом надо рассматривать этот процесс как постоянный: меняются факторы внешней и внутренней среды, социальные запросы, система должна адекватно отвечать на новые вызовы. Одним из приоритетных направлений совершенствования государственного управления является совершенствование системы государственной службы.
Совершенствование системы государственной службы должно быть ориентировано на актуальные задачи государственного управления и социальные запросы. Иными словами, на службу должны привлекаться специалисты, способные решить конкретные практические задачи по повышению эффективности публичного управления в стране. Так, например, внедрение информационных технологий в практику государственного управления позволяет существенно повысить скорость и эффективность сбора, обработки и использования информации. Отсюда дальнейшее развитие системы государственного управления необходимо связывать с развитием информационных технологий, что предполагает включение в число необходимых профессиональных характеристик лица, замещающего должность государственной службы, понимание и умение использования информационных технологий.