Понятие цены и причины вмешательства государства в ценообразование
Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара.
Главное требование и особенность рыночной экономики состоит в свободном формировании цен под воздействием рыночного механизма спроса и предложения. В связи с этим вмешательство государства в управление ценами носит очень сложный и деликатный характер.
Цены обеспечивают согласование противоречивых интересов множество продавцов и покупателей, формируют основу их эффективного функционирования. Среди экономистов существует мнение о необходимости полного саморегулирования ценового компонента рынка, когда любое вмешательство государства в данный процесс отрицается.
Однако такое мнение в целом ошибочно, поскольку рыночный механизм может привести к трагическим последствиям для общества. Причина этого состоит в том, что общественные интересы и интересы рынка существенно разнятся.
Во-первых, экономика любого государства представляет собой совокупность трех секторов, в основном из которых преобладают рыночные отношения продавцов и покупателей при совершении сделок по поводу купли-продажи товаров. В этом секторе цены уравновешивают интересы сторон и вмешательство государства минимально.
Во втором секторе – нерыночном, но необходимом для развития общества действуют учреждения культуры, образования, науки, социального обеспечение, здравоохранения и прочие. Предоставление услуг в данном секторе, как правило, основано на отсутствие платы, что обеспечивается наличием бюджетного финансирования. Именно бюджетные средства составляют основу приобретения для данного сектора необходимых товаров. Влияние государство на цены в этом секторе экономики обеспечивает саму возможность его существования.
Третий сектор имеет инновационно- стратегический характер, связанный с развитием технологий, ростом конкурентоспособности экономики страны. Существование этого сектора требует значительных затрат на осуществление инноваций, которые во многом берет на себя государство, что соответственно увеличивает его влияние на цены в этом секторе.
Во-вторых, равенство покупателей и продавцов на рынке абстрактно. В реальности каждый агент рынка имеет собственного, неравное другим положения. Сильные диктуют выгодную для себя цену в ущерб слабым и получают сверхприбыль. Для любой экономики характерно наличие монополий и теневого сектора. Также на современном этапе экономического развития огромное значение в процессе ценообразования имеют транснациональные корпорации, которые обладают огромным влиянием в этой сфере. В результате роль государства в ценообразовании возрастает, поскольку с помощью доступных ему мер оно призвано ограничивать корысти сильных участников рынка.
В-третьих, государство в той или иной мере участвует непосредственно в экономике за счет создания государственных предприятий, выступающих на рынке в качестве полноценных участников. На государство возлагается ответственность за деятельность этих организаций, за использование ими природных ресурсов. В отношении этих предприятий государством имеет максимальное влияние на цены, часто используемых им для решения социальных задач.
Таким образом, участие государства в регулировании цен обусловлено объективно, а значит, необходимо.
Методы государственного управления ценами
На современном этапе экономического развития государство обладает определенным набором методов государственного регулирования цен.
К числу этих методов относятся:
- во-первых, система статистического наблюдения и прогнозирования цен, их динамики, соотношения и структуры. Статистика осуществляет регулярный мониторинг цен посредством таких методов как индексы, паритеты цен, оценка структуры цен, обследование отдельных видов цен на выборочной основе, на отдельных рынках и прочее. Статистическая информация по ценам проходит регулярную публикацию, она призвана определять тенденции изменения цен, необходимые для выработки мероприятий, направленных на компенсацию негативного воздействия. Прогнозирование цен выходит за рамки статистических исследований, имея всеобщий характер. Оно осуществляется на самых разнообразных уровнях, начиная от руководства отдельных магазинов и заканчивая государственными органами. Непредсказуемость экономического развития снижает эффективность прогнозирования цен на любом уровне, однако оно необходимо для формирования прогнозов социально-экономического развития государства, инвестиционной политики и прочих направлений государственного управления;
- во-вторых, законодательный механизм регулирования цен и политики ценообразования. Государство устанавливает законодательные принципы формирование цен, цели и методы государственного регулирования их, санкции в отношении нарушителей законодательства. Кроме того, государство устанавливает ограничительные меры для отдельных отраслей и сфер жизнедеятельности общества.
Государственное регулирование цен должно дифференцироваться по методам в зависимости от сфер и отраслей экономики. Государство может прямо устанавливать цены, определять их предельный уровень с точки зрения минимума или максимума.
Государственное вмешательство в регулирование цен требует высокого уровня профессионализма, поскольку ценообразование представляет собой сложнейшую область экономики. Государственное управление ценами не должно вредить нормальному протеканию рыночных процессов.
В целом методы государственного управления ценами можно разделить на две группы:
Прямые или административные методы государственного управления ценами. Примером таких методов являются следующие:
- замораживание уровня цен;
- фиксирование цен и тарифов;
- установление предельных цен на определенный период времени;
- установление предельного уровня рентабельности;
- установление предельной величины торговых надбавок;
- декларирование цен;
- разработка рекомендательных цен;
- установление паритетных цен.
Методы косвенного государственного управления ценами. Косвенное управление ценами осуществляется через систему налогообложения, денежного обращения, кредитной политики, оплаты труда и прочего.