Общая характеристика государственного управления Беларуси
Республика Беларусь по форме государственного управления может быть охарактеризована как президентская. Здесь глава государства формирует правительство, назначает главу правительства с согласия нижней палаты парламента, при этом полномочия нижней палаты парламента могут быть прекращены в досрочном порядке, когда:
- нижняя палата отказала в доверии правительству;
- нижняя палата выразила вотум недоверия правительству;
- нижняя палата дважды отказала в согласовании кандидатуры главы правительства.
Роль президента в государственном управлении Беларуси
Президент Беларуси имеет широкие полномочия в области исполнительной власти – ему предоставлено право отмены правительственных актов, он устанавливает структуру правительства, формирует его состав, назначает главу. При этом все контрольные полномочия парламента в рассматриваемом случае могут быть преодолены президентом с помощью института досрочного роспуска парламента. Кроме того, президент имеет право председательствовать на правительственных заседаниях.
Существенными полномочиями глава государства обладает и в законодательной сфере, к их числу относятся:
- право издавать декреты – нормативно-правовые акты равные по силе законам. Так, глава государства может внести предложение в парламент о делегировании ему законодательных полномочий в определенной сфере. Когда такое предложение поддержано большинством голосов членов палат парламента, парламент принимает соответствующий закон, где определяется предмет правового регулирования декретов и срок, на который делегируются соответствующие полномочия. При этом не могут быть делегированы полномочия по изменению основного и программных законов, бюджетному регулированию, регулированию института выборов, ограничению прав личности;
- право издавать временные декреты. По собственной инициативе или на основании предложения высшего исполнительного органа глава государства наделяется полномочием по изданию временных декретов. Когда декрет издан по инициативе высшего исполнительного органа – он ассигнуется главой правительства. Такие декреты имеют силу закона и могут быть отменены только квалифицированным большинством каждой из палат парламента;
- полномочие по подписанию законов, в частности право возврата закона полностью или в части для устранения замечаний в нижнюю палату парламента;
- право на приостановку решений местных представительных и исполнительных органов по причине их несоответствия закону и др.
Парламент в государственном управлении Беларуси
Высший представительный орган республики, реализующий законодательную функцию, именуется Национальным собранием (парламентом). Структурно парламент Беларуси состоит из двух палат:
Нижняя палата, депутаты которой избираются по избирательным округам. В круг полномочий палаты входит:
- рассмотрение предложений по изменению и дополнению основного закона, исходящих от главы республики или группы граждан;
- рассмотрение проектов законов, в том числе законов о бюджете, налогах, труде, социальной защите, законов, регулирующих гражданские, уголовные, административные, экологические, процессуальные правоотношения, законов, определяющих основные направления внутренней и внешней политики республики, законов о относительно участия или неучастия в международных соглашениях и др.;
Верхняя палата, формирование состава которой определяется административно-территориальным делением страны. Каждая область и город Минск делегируют в палату своих представителей на основании выборов. В число полномочий палаты входит:
- одобрение или отклонение принятых нижней палатой проектов законов, в том числе предполагающих конституционные изменения;
- одобрение или отклонение кандидатур, назначаемых главой государства на должности глав высших судов, избирательной комиссии, главы прокуратуры и др.;
- отмена решений представительных органов местного уровня, когда такие решения противоречат законам;
- принятие решения о роспуске местного представительного органа, в случае, когда местным парламентом систематически или грубо нарушается закон;
- принятие решения о смещении главы государства с должности, в том числе рассмотрение обвинения главы государства в государственной измене или тяжком преступлении, выдвинутого нижней палатой, для принятия решения о проведении расследования и др.
Судебная власть
Система судебных органов организована в республике на основе территориального принципа и принципа специализации. Судебная власть разделена между судами, разрешающими споры из гражданских, уголовных и административных правоотношений, и судом, реализующим функцию конституционного контроля.
Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный суд (высшая судебная инстанция страны). Судам общей юрисдикции подведомственны дела по спорам из гражданских, в том числе экономических отношений, а также уголовные, административные дела.
Органом специализированного конституционного контроля является Конституционный Суд республики, который реализует полномочия по установлению соответствия принятых в республике нормативно-правовых актов основному закону.
Местные органы в государственном управлении Беларуси
На местном уровне публичное управление реализуется через местные представительные органы – Советы депутатов, органы, реализующие функции исполнительной власти, через общественные органы самоуправления, а также посредством применения демократических процедур – выборов, референдума и др.
В число исключительных полномочий представительных органов местной власти входят:
- принятие программных документов социально-экономического развития территории, утверждение местного бюджета, контроль его исполнения посредством рассмотрения отчета;
- установление в соответствии с действующим в республике законодательством налогов и сборов на местном уровне;
- установление порядка реализации полномочий собственника в отношении коммунального имущества и др.