Понятие государственного заказа
Государственный заказ представляет собой заказ, который распространяется на поставку товара либо выполнение работ, оказание услуг и оплачивается из средств бюджета (федерального бюджета, бюджета субъектов, местных бюджетов, а также внебюджетных фондов).
Участником системы заказа могут выступать:
- государственный либо муниципальный орган,
- участник, который размещает заказы,
- уполномоченные органы и специализированные организации,
- комиссия или комиссия, размещающие заказы,
- органы контроля, а также информационные органы контроля.
Государственные а также муниципальные заказчики - это органы власти, которые являются получателями средств бюджетов.
Стадии управления закупками
Можно выделить следующие стадии управление муниципальными и государственными закупками:
- Формирование заказа. Происходит работа по планированию заказов для оптимизации бюджетных расходов. Данный процесс находится в ведении менеджмента финансов. Финансовый менеджмент - это особый вид деятельности, который позволяет собрать, систематизировать, передать и хранить информацию, а также позволяет вырабатывать решения в сфере управления.
- Размещение заказа - это деятельность, которая предусматривается законодательством о размещении заказов и выражается в деятельности заказчиков по заключению контрактов с ними на выполнение заказа.
- Исполнение заказов. Сюда включаются следующие этапы: мониторинг выполнения контракта, исполнение заказов, учёт результатов, анализ и сопоставление результатов закупок.
- Контроль и обеспечение информации является заключительным этапом при проведении закупках. Благодаря этой стадии предусматривается создание системы связи и системы контроля за результатами реализации контрактов по итогам государственных и муниципальных закупок, а также проводится анализ между поставленными плановыми задачами и выполненными результатами.
Порядок заключения контракта
В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) предусмотрено три возможности заключить договор:
- Статья 529 ГК РФ гласит, что поставить товары можно по договорам поставки товаров для муниципальных или государственных нужд. Выдается заказчику извещение о прикреплении к поставщику покупателя. Заключается договор поставки.
- Статья 531 ГК РФ определяет, что договор заключается между поставщиком и заказчиком, а продукция отгружается по разнарядке покупателя,
- Классический способ. По условиям договора товары передаются непосредственно заказчику.
Последний вариант является единственно возможным при оказании услуг и выполнении работ, которые предусматриваются по договору.
Целью управления государственными и муниципальными заказами выступает максимально эффективное расходование бюджетных денежных средств, борьба с коррупцией. Достижение данной цели позволит более эффективно управлять государственными и муниципальными закупками.
Управление государственными и муниципальными заказами – это система, которая ориентируется на рыночные отношения, но не применяет рыночные механизмы (имеется в виду существование антимонопольных мер).
На сегодняшний день политологи отмечают стабильность в государстве, подъем экономики, и общее повышение уровня жизни людей. Укреплен авторитет России на международной арене, возросла роль страны в мире в целом. Связаны эти достижения с тем, что во всех областях отмечается эффективное государственное и муниципальное управление.
Область государственных и муниципальных заказов является особенным звеном в структуре государственного управления. За последние десятилетия были произведены значительные изменения, которые повысили эффективность государственного и муниципального заказа. Немаловажную роль играет Федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ для государственных и муниципальных нужд». Для реализации данного нормативно-правового акта на федеральном и региональных уровнях проводится комплекс работ для усовершенствования размещения и исполнения государственных и муниципальных заказов.