Понятие субъектов государственного управления
Государство является определенной формой общества. Оно имеет тесную связь с общественными отношениями, а также соотносится с формами сознания общественности, объединяя людей различными юридическими способами, в том числе прибегая к использованию института гражданства.
Целью государства является выражение общих интересов и потребностей всех его граждан. Оно занимается осуществлением национальных интересов, закрепляет через свою структуру всеобщую волю людей.
Для того чтобы государство могло в полной мере обеспечить выполнение поставленных целей оно занимается созданием и поддержанием состояния своего аппарата, который заключается в совокупности лиц и соответствующих средств, которые профессионально заняты тем, что они выявляют общие потребности, закрепляют их и приводят государственное управление в жизнь.
Субъекты государственного управления – это органы исполнительной государственной власти, которые наделены в соответствии с законно определенными полномочиями, связанными с осуществлением власти и непосредственного управления в сферах общественной жизнедеятельности.
Субъектам государственного управления присущ ряд специфичных признаков, которые определяют их в общей системе управления:
- деятельность, которую осуществляют субъекты государственного управления, регламентирована законом и может быть осуществлена только теми методами, которые разрешены в законом порядке;
- субъекты действуют исключительно в рамках представленной для них компетенции;
- имеют специализированный характер деятельности в зависимости от функций, которые они выполняют;
- несут ответственность за свои действия перед государством, которые являются независимыми от давления внешних сил.
Виды субъектов государственного управления
Субъекты государственного управления, являясь институтами по политическому руководству страной и административному управлению, различаются исходя из различных оснований:
- В зависимости от вида государственной власти принято подразделять субъекты на законодательные, исполнительные и судебные. Каждый из субъектов представленной группы обладает своими функциями в системе управления. Когда субъекты законодательной власти разрабатывают и принимают законы, субъекты исполнительной реализуют их в жизни, а субъекты судебной власти руководят правосудием, осуществляя судопроизводство, являющееся необходимым элементом в системе управления.
- В зависимости от уровня организации управления и власти субъекты могут быть центральными, региональными и местными. Их взаимоотношения определяются путем разделения объектов управления, т.е. сфер, в которой действуют эти субъекты. Это касается также разделения полномочий субъектов – тех прав, которые могут осуществлять субъекты в зависимости от своей законной компетенции.
- В зависимости от сферы деятельности субъекты управления принято делить на те, которые относятся к политическому, экономическому, социальному, культурному, международному, военному и другому управлению.
- В зависимости от характера и целей воздействия на управляемых управленческие субъекты могут осуществлять политическое, экономическое, административное управление и другие виды.
- В зависимости от характера институционализации субъекты управления подразделяются на государственные органы, которые являются институционализированными, а также общественные институты, которые действуют под их началом и обладают закрепленной с опытом, традициями и общественным мнением легитимностью.