Содержание правового обеспечения государственного управления
В юридической науке исторически сложилось понимание права как категории, предшествующей и превосходящей юридический закон, как нечто принятой в рамках установленной формы и соответствующей процедуры.
Само право тесно связано с ключевыми основополагающими потребностями и интересами общества в упорядочении той совокупности общественных отношений, в которую вовлечен каждый его представитель.
В этой связи, право содержит в себе основы неотъемлемых прав и свобод личности, основываясь на принципах гуманизма, социальной справедливости, отличаясь относительной устойчивостью в рамках конкретного исторического периода.
Таким образом, правовое обеспечение государственного управления не сводится к сумме существующих законодательных источников правового регулирования соответствующей деятельности, представляя собой единство трех аспектов:
- социологического;
- нормативного;
- практического.
Правовое обеспечение государственного управления начинается тогда, когда в существующих целях, содержании, и общеобязательных предписаниях закона отражается существующая в обществе потребность правового регулирования существующих общественных отношений, причем не реакционно, а строго определенным образом и в определенном направлении.
Отдельные аспекты правового обеспечения государственного управления
Несмотря на разноплановость правового обеспечения его основу составляет нормативный аспект, заключающийся в разработке и юридическом закреплении правил поведения людей во взаимоотношениях между собой и в процессе взаимодействия с органами государственной власти
Социологический аспект правового обеспечения государственного управления обнаруживается при анализе тех реально существующих сторон взаимодействия государства в лице его органов, общества и граждан, в результате которых формируется государственно-властное воздействие, то есть управление обществом со стороны государственного аппарата.
Основополагающее значение здесь имеют установленные механизмы внутригосударственного взаимодействия, в том числе:
- Отношения между органами государственной власти по поводу предметов ведения и полномочий;
- Отношения между людьми, возникающие как результат свободного волеизъявления, как по поводу занятия должностей государственной службы, так и при обращении граждан в органы власти для решения собственных проблем и т. д.
Говоря о практическом аспекте, следует указать на его реализацию в процессе каждодневной деятельности органов государственной власти. В этой связи, необходимо четко понимать правовой статус государственных органов, то есть ту совокупность прав и обязанностей, реализация которых позволяет определить их место внутри государственно-властного механизма.
Так, правовой статус государственного органа представляет собой совокупность трех ключевых элементов:
- Положение конкретного государственного органа в системе государственных органов страны;
- Компетенция государственного органа, то есть нормативного закрепленная совокупность управленческих функций и полномочий, реализуемых в отношении управляемых объектов.
- Юридическое закрепление его организационной структуры, а также форм, методов и процедур ее функционирования.
Кроме этого, правовое обеспечение государственного управления должно реализовывать ряд требований, соблюдение которых способствует упорядоченности совокупности существующих в обществе явлений, процессов и отношений.
К числу таких требований, традиционно относят:
- Своевременность введения в правовое поле необходимых нормативных регуляторов, поскольку любое промедление в регулировании отношений, нуждающихся в таковом, влечет неблагоприятные для общества последствия;
- Устойчивость и стабильность форм и способов правового обеспечения государственного управления;
- Достаточность и непротиворечивость регулирующих сферу государственного управления нормативно-правовых предписаний.