Общая характеристика планирования в государственном управлении
Как любая профессиональная деятельность, государственное управление не может эффективно осуществляться в условиях спонтанности и необоснованности. Сиюминутные решения без должного анализа всех внешних обстоятельств, в вопросах касающихся регулирования процессов затрагивающих все общество или большие социальные группы в отдельности могут иметь катастрофические в социально-политическом и экономическом отношении последствия.
В этой связи, большое значение в государственном управлении имеют механизмы планирования, позволяющие подготовить экономически обоснованный алгоритм действий в масштабах всего государства, содержание которого направлено на удовлетворение существующих в обществе потребностей, а также достижению государственно важных целей и задач.
Кроме того, система государственного планирования предполагает четкое определение функций и будущих направлений деятельности на всех уровнях государственного управления, путем разработки и принятия долгосрочных прогнозов, концепций развития, целевых программ и т.д.
Само по себе планирование представляет собой сложный многоступенчатый процесс. Так разработке непосредственных планов предшествует анализ существующей в государстве и обществе ситуации:
- изучается экономическая обстановка, основные макроэкономические показатели, состояние сырьевых ресурсов и т.д.,
- выявляются потребности правового регулирования, возможные пути совершенствования законодательства, повышения эффективности деятельности государственного аппарата,
- формируются приоритетные направления развития государства в целом и основных сфер общественной жизни (экономика, здравоохранение, образование, оборона и т.д.) в отдельности.
После проведения тщательного анализа формулируются научно-обоснованные концепции государственного развития на период до 10-15 лет, содержание которых, в первую очередь, посвящено определению государственных приоритетов в научно-технической, инновационной, финансово-кредитной и иных ключевых сферах общественной жизни.
Столь долгосрочное планирование служит целям определения ключевых условий и факторов общественного прогресса, прогнозируя демографическую и экологическую ситуацию в стране и регионах, состояние природных ресурсов, обусловленные научно-техническими достижениями преобразования экономики и т.д.
Отдельные виды государственного планирования
Несмотря на свою значимость, долгосрочные концепции не являются ключевым инструментом государственного планирования, поскольку в основе планирования лежат среднесрочные или текущие прогнозы, составляемые как правило на период до пяти лет. Такие планы более предметны и конструктивны, носят в основном нормативный характер, оценивают возможные направления и средства, включая экономические регуляторы и правовые акты.
Одним из ключевых инструментов планирования, обоснованно называются государственные целевые программы. Их создание и реализация позволяют планомерно и эффективно решать конкретные крупные проблемы в масштабах всего государства.
Содержание целевых программ включает постановку целей, приоритетных направлений, формирование задач, выполнение которых позволяет пошагово достигать преследуемые государством цели. Кроме того, тщательно определяется соотношение имеющихся и требуемых материальных и временных ресурсов, с тем, чтобы целевая программа не носила декларативного характера, а реально воплощалась в действительности и т.д.
Затронутый выше аспект реализуемости имеет чрезвычайно важное значение, поскольку в конечном итоге, формирует общее отношение общества к власти, служит целям повышения легитимности действующей власти.
В этой связи, государственные программы целесообразно формировать исходя из прогнозов по ограниченному кругу особо важных государственных задач, а их финансирование должно осуществляться из государственного бюджета и внебюджетных фондов.
При наличии соответствующих договоренностей, целесообразно привлекать к реализации целевых государственных программ ресурсы крупной промышленности, населения, а в отдельных случаях – и иностранных инвесторов.