Понятие и признаки нормативных актов государственного управления
Процесс государственного управления, отличаясь сложностью и многообразием используемых методов, обладает одной, исключительно важно формой государственного управления, отражающей особенности управленческого процесса. Такой формой являются нормативные акты государственного управления.
Нормативные акты государственного управления являются центральной формой реализации административно-властных полномочий, поскольку абсолютное большинство управленческих решений реализуются именно посредством данного инструмента.
В наиболее общем виде, рассматриваемая категория может быть определена следующим образом:
Акт государственного управления – это нормативно-правовой документ, содержащий в себе словесно или конклюдентно (по мнению ряда исследователей, например – Ю.Н. Старилова) выраженное решение субъекта государственного управления, носящее характер общеобязательного правила поведения.
В аспекте общеобязательности находит свое отражение свойство нормативности акта государственного управления
По общему правилу, нормативный акт государственного управления издается в рамках общей компетенции органа государственной власти или конкретного должностного лица, для целей возникновения определенных юридических последствий.
Анализ содержания нормативных актов государственного управления, позволяет выделить ряд отличительных признаков такового, в том числе:
- Акт выступает юридической формой управленческого решения, в рамках которой реализуются задачи и функции государственного управления;
- Акт государственного управления императивен, то есть содержит в себе общеобязательное предписание совершить или воздержаться от определенных действий;
- Нормативный акт госуправления, будучи юридическим фактом, служит предпосылкой для возникновения, изменения либо прекращения каких-либо общественных отношений в сфере государственного управления;
- Являясь нормативным документом, акт государственного управления обладает конкретным местом в иерархической системе национальной правовой системы, что подразумевает необходимость его соответствия актам вышестоящих звеньев системы источников правового регулирования общественных отношений.
- Будучи издаваемым в рамках установленной компетенции органов государственной власти и должностных лиц, акт представляет собой разновидность служебной документации, постоянно используемой в процессе их деятельности;
- Акт принимается в установленном законами и подзаконными нормативно-правовыми актами порядке, в рамках определенной процедуры протекающей от подготовки проекта до вступления нормативного акта государственного управления в силу;
- Акт может быть обжалован в вышестоящем органе, а равно и в судебном порядке;
- Реализация и исполнение нормативного акта государственного управления обеспечивается силой государственного принуждения, под угрозой возникновения негативных правовых последствия для нарушителя норм соответствующего акта управления.
Виды нормативных актов государственного управления
В зависимости от субъектов госуправления, полномочных принимать нормативные акты государственного управления, в форме постановлений, указов, инструкций и т.д. выделяются:
- акты управления, принимаемые Президентом РФ;
- акты управления, принимаемые Правительством РФ и федеральными министерствами;
- акты управления, принимаемые уполномоченными органов государственной власти субъектов РФ.