Общая характеристика инновационного государственного управления
Активное инновационное развитие промышленности и экономики, наблюдающееся в мировом масштабе со второй половины XX века, неизбежно вовлекло в данный процесс и многие другие сферы общественной жизни.
Государственное управление, не став исключением, в процессе постепенного реформирования все активнее вбирает в себя достижения прогресса, прибегая к использования инновационных технологий.
При этом, прежде чем приступить к рассмотрению инновационных аспектов государственного управления, необходимо определиться с понятием самой инновации, поскольку в современной научной литературе существуют некоторые различия в подходах к ее определению.
Наиболее оптимальным и поддерживаемым в научной среде определением инновации является следующее:
Инновация – это создание, распространение и последующее использование нового средства или технологии, направленных на удовлетворение потребностей отдельного человека и всего общества, и вызывающие социальные и иные изменения.
Конкретными проявлениями инновационного развития могут быть названы:
- поиск и получение новых результатов и путей их достижения;
- преодоление неэффективных условий труда и управленческих структур, их совершенствование и замена на более прогрессивные и т. д.
Инновации в Российской государственном управлении
Актуальность внедрения инновационных механизмов в сферу государственного управления в нашей стране объясняется тем, что повышение эффективности деятельности органов власти, улучшение качества реализации их функций и предоставляемых государственных услуг, и т.д. приобрели в последние несколько лет приоритетное значение в процессе реформирования аппарата государственной службы и властного управления.
В процессе поиска путей достижения поставленных задач, внимание было обращено на инновационные механизмы, активно используемые в частной сфере, для достижения сходных целей, связанных с повышением эффективности деятельности, как процесса, и качества конечной продукции, как результата.
Так, анализ международного опыта, позволил выявить ряд уже используемых в иностранных государствах инновационных инструментов управления, постепенно воспринимаемых в процессе реформирования сфера государственного управления в РФ:
- Переход от «твердого», бюрократического стиля управления к большей гибкости и применению новых эффективных социальных технологий.
- Введение элемента конкурентности в государственный сектор конкуренции, используя состязательность в качестве инструмента с одной стороны – снижения издержек предоставления государственных услуг, а с другой – повышения их качества. Достигается требуемые эффект, в частности, путем использования системы тендеров и заключения государственных контрактов как внутри государственного сектора, так и с частными организациями.
- Предъявление высоких требований к квалификации и профессионализму руководящего звена государственных служащих. Постоянный мониторинг деятельности со стороны вышестоящих государственных ведомств и подотчетность им. При этом нарушения существующих предписаний, выявляемые в рамках вышеназванных контрольных мероприятий, влекут реальные, ясно установленные меры ответственности.
- Установление прозрачных и единообразных стандартов государственного управления и критериев определения качества, результативности и эффективности функционирования отдельных подразделений органов государственной власти, четкого определения целей, задач и индикаторов успешности их выполнения.
- Повышение дисциплины и сокращение издержек, ориентация на достижение больших общественных результатов с меньшими издержками.
Таким образом, в отличие от традиционного подхода к осуществлению государственного управления, характеризуемого использованием централизованного контроля, директивного стиля принятия решений, закрытостью, единообразием, и т.д., инновационное государственное управление характеризуется демократичностью и децентрализованным принятие решений, подотчетностью перед обществом, целевым и гибким использованием ресурсов, и т.д.