Государственное стратегическое прогнозирование в экономике – это подход к определению направлений и мер экономической государственной политики в разрезе краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного периода.
Сущность государственного стратегического прогнозирования российской экономики
Развитие общества невозможно без осуществления прогнозирования индикаторов и показателей его экономического состояния и потенциала. Разработка направлений и мер экономической государственной политики на различные временные отрезки осуществляется на основе прогноза вариантов экономического развития страны.
В основе прогнозирования стратегии развития государства в экономическом плане находится предположение, суть которого сводится к определению будущего состояния общества процессами, которые происходили в прошлом и происходят в настоящем. Эта предпосылка имеет основание в связи с тем, что действие объективных законов экономического развития не зависит от условий функционирования той или иной социальной политической системы. В основе экономических законов находится повторение процессов и явлений, которые связаны с производством и распределением социальных продуктов. Это и позволяет предполагать, что экономические закономерности будут выполняться в будущем.
Государственное стратегическое планирование призвано обеспечить формирование будущих сценариев развития страны в социально-экономическом плане и дать возможность органам власти оценить объем и состав необходимой материальной базы для реализации целей и задач государственного развития. Государственное стратегическое прогнозирование призвано обеспечить взаимоувязку целей государственного развития и фактических средств обеспечения их реализации.
Государственное стратегическое прогнозирование экономического развития страны призвано обеспечить основу для разработки государственной политики, но оно не может быть признано единственно возможным ориентиром для ее осуществления.
Проблемы государственного стратегического программирования экономического развития России
Прогнозирование – это всегда вероятностный процесс, точность и адекватность которого находится под влиянием огромного количества изменчивых факторов. В связи с этим результат прогнозирования не позволяет рассчитывать на реализацию единственно возможного варианта экономического развития государства. Несовершенство современных методов экономического прогнозирования ведет к расплывчатости полученных прогнозов, их несоответствию реальности, а также преувеличенной позитивности за счет субъективного подхода специалистов, ответственных за процесс прогнозирования.
Проблемы прогнозирования развития страны в экономическом плане формируют изначально неправильно выбранный подход к управлению экономикой страны. Российская экономика ориентирована на экспорт природных ресурсов, без осуществления их обработки на территории страны. В результате российская экономика чрезвычайно зависит от спроса на внешнем рынке, курса доллара, цен на нефть. В последние годы все эти факторы оказали отрицательное воздействие на российскую экономику и нивелировали значимость всех экономических прогнозов, которые строились по оптимистичному сценарию.
Построение экономического развития на основе оптимистичных прогнозов, характерных для российской экономики, в мировой практике считается нерациональным. Основы экономического прогнозирования в государстве должны составлять реалистичные прогнозы. Также государство не должно упускать из виду негативные сценарии экономического развития, анализируя их возможные последствия.
К проблемам государственного стратегического прогнозирования экономического развития страны можно отнести отсутствие комплексного подхода к учету всех факторов, способных повлиять на состояние экономических показателей. Также отрицательное воздействие на результаты государственного стратегического прогнозирования оказывает диспропорциональность российской экономики, развитие которой в значительной мере ориентировано на военную отрасль и добывающую промышленность.
Перспективы развития государственного стратегического прогнозирования российской экономики
Основу развития государственного стратегического прогнозирования экономического будущего страны должен составить реалистичный подход к осуществлению процесса прогнозирования. Государству не следует основывать свои прогнозы на оптимистичных показателях, поскольку опыт свидетельствует о том, что сбываются самые худшие негативные прогнозы развития.
Перспективным направлением государственного стратегического прогнозирования выступает реализация стратегии импортозамещения, призванной снизить зависимость страны от внешнего рынка, а также обеспечить развитие собственной промышленности в стратегически важных отраслях. Импортозамещение позволит обеспечить население необходимыми материальными благами, новыми рабочими местами, снизить импортозависимость государства.
Прогнозирование стратегического развития государства в экономическом плане должно обеспечить соблюдение определенного баланса между показателями производства и ресурсными факторами рыночной экономики в виде труда, капитала, земли и так далее.
Совершенствование государственного стратегического прогнозирования требует расширения объемов информационных данных, составляющих основу расчета прогнозов, а также повышение их достоверности, точности, оперативности получения.
Прогнозирование экономического развития страны в стратегическом плане должно быть основано на регулярном анализе текущего состояния экономики страны, оценке возможности воздействия на нее негативных факторов, в том числе со стороны недоброжелательно настроенных стран запада. Государственные власти должны функционировать в рамках заданных прогнозов, однако необходимо корректировать прогнозные показатели с учетом достигнутых результатов и непредвиденных факторов.