Государственное регулирование заработной платы – это специальное направление внутренней политики государства и соответствующая деятельность должностных лиц и органов публичного управления, включающая систему законодательных, нормативных, организационных, финансовых и иных мероприятий, направленных на обеспечение минимально допустимого уровня оплаты труда и предоставление социальных гарантий на таком уровне для нетрудоспособных и иных социально уязвимых категорий населения.
Значение государственного регулирования заработной платы
В современных демократических государствах с рыночной экономикой оплата труда является основным источником дохода населения. При этом для обеспечения минимальных гарантий благосостояния населения государство берет на себя отдельные функции по государственному регулированию в сфере оплаты труда. Так, государством устанавливаются гарантии в трудовом законодательстве относительно оплаты труда за профессиональную деятельность граждан, которые в частности предполагают:
- установление минимального допустимого размера оплаты труда;
- установление перечня возможных удержаний из оплаты труда;
- установление размера налоговых удержаний из оплаты труда;
- установление мер ответственности работодателя при невыплате заработной платы и др.
Названные меры призваны гарантировать минимальный уровень благосостояния населения для обеспечения его потребностей.
Государственное регулирование заработной платы: отечественный опыт
Нестабильность социально-экономической обстановки, недостаточный уровень благосостояния населения, отставание роста размера оплаты труда от темпов инфляции обуславливает необходимость государственного регулирования оплаты труда с целью гарантирования личности минимально необходимого объема материальных благ.
Государственное регулирование оплаты труда предполагает разработку и реализацию мероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить баланс между мерой труда и мерой его оплаты, тем самым обеспечить потребности личности. Непосредственное регулирование оплаты труда осуществляется исходя из рамок, установленных законодателем, по соглашению работодателя и работника.
При этом в качестве мероприятий государственного регулирования оплаты труда в России используется, как прямые, так и косвенные методы правового регулирования.
К прямым методам регулирования оплаты труда относятся:
- установление минимального размера заработной платы;
- индексация заработной платы;
- установления надбавок к заработной плате;
- установление процедуры выплаты заработной платы.
Косвенные инструменты государственного регулирования оплаты труда включают в себя:
- установление налоговых ставок в отношении дохода работника;
- утверждение тарифно-квалификационных справочников;
- реализацию макроэкономических мероприятий.
Меры прямого регулирования предполагают оказание непосредственного воздействия на действительный размер оплаты труда, в свою очередь, косвенные методы создают условия для выплаты заработной платы трудоспособному населению, которая бы позволила обеспечить достойный уровень благосостояния для реализации потенциала личности.
Основным инструментом государственного регулирования оплаты труда является установление минимального размера заработной платы, то есть законодательно утвержденного минимального размера для определения оплаты труда работоспособного населения. Так, работодатель не имеет права выплачивать заработную плату ниже минимального установленного законодателем размера.
Еще одним эффективным инструментом выступает индексация, то есть повышение размера ставки или оклада в соотношении с инфляционным ростом цен на блага в соответствующий период. Индексация позволяет сохранить покупательную способность населения.
Надбавки как метод государственного регулирования оплаты труда представляет собой применение субсидий и льгот для наиболее эффективного распределения доходов населения.
Государственное регулирование оплаты труда: зарубежный опыт
Зарубежное государственное регулирование оплаты труда также основывается на установлении минимального размера заработной платы. При этом зарубежная практика позволяет выделить три основных подхода к установлению такого минимального размера:
- первый подход предполагает установление минимального уровня оплаты труда на общегосударственном уровне, например, такое регулирование размера оплаты труда осуществляется во Франции, Нидерландах, Португалии, Испании, Великобритании. Здесь органом публичного управления устанавливается минимальная ставка заработной платы для всей территории страны, которая увязывается с определенным периодом рабочего времени – часом, месяцем. Названный подход позволяет предотвратить появление серых зон в трудовых отношениях;
- второй подход предполагает установление дифференцированных ставок минимального размера оплаты труда исходя из того, в какой отрасли экономики осуществляется трудовая деятельность или на какой территории осуществляется трудовая деятельность. При этом утверждении ставок осуществляется на уровне государства. Названный подход используется в Чехии, Греции и др. Нередко названный метод предполагает установление общегосударственной ставки с возможностью ее корректировки в отдельных отраслях хозяйства. Это позволяет корректировать ставку минимальной оплаты труда исходя из конкретных условий труда работника и жизнедеятельности в целом;
- третий подход предполагает отсутствие на государственном уровне регулирования размера минимальной оплаты труда - такой размер устанавливается посредством заключения отраслевых коллективных соглашений. Этот подход к регулированию оплаты труда осуществляется в Италии, Германии, Дании, Исландии. Это позволяет устанавливать оплату труда, исходя из условий хозяйствования в конкретной сфере, однако может привести к существенным различиям оплаты труда на территории государства.