Устойчивость местного бюджета – это стабильность функционирования местного бюджета в процессе получения доходов и осуществления расходов бюджетной системы, привлечения заимствований и управления муниципальным долгом, которая обеспечивает нужды системы местного самоуправления и местного сообщества и позволяет эффективно решать задачи местного самоуправления в долгосрочной перспективе.
Значение сбалансированности и устойчивости местного бюджета на примере СГО
Всякая система управления претерпевает влияние внутренних и внешних факторов. Система местного самоуправления как часть системы публичного управления претерпевает на себе влияние геополитических, внутригосударственных, региональных факторов и пр.
В условиях пандемии, геополитического давления, в частности введения санкций против России, нестабильной экономики территории государства должны решать задачи обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета для эффективного решения задач публичного управления на всех уровнях.
Бюджетная система функционирует для безусловного выполнения принятых на себя государством и муниципалитетами обязательств публичного управления.
При этом многие муниципальные территории на сегодняшний момент не способны:
- обеспечить финансирование реализации собственных полномочий;
- гарантировать эффективное социально-экономическое развитие местной территории и благосостояние местного сообщества.
Для преодоления указанной негативной практики и утверждения в качестве главных принципов функционирования бюджетной системы, в том числе на муниципальном уровне, принципов устойчивости и сбалансированности, разработана государственная программа по формированию среды для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными бюджетами, повышению устойчивости бюджетов регионов.
В качестве главных целей указанной программы называют:
- сокращение дифференциации финансовой обеспеченности региональных бюджетов;
- содействие сбалансированности бюджетов местных и региональных территорий.
Взаимосвязь сбалансированности и устойчивости местного бюджета
В российском бюджетном законодательстве зафиксирован принцип сбалансированности бюджета, он раскрывается следующим образом: объем бюджетных расходов должен соответствовать объему бюджетных доходов и объему поступлений финансирования бюджетного дефицита, уменьшенных на сумму выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета.
Таким образом, в самом общем виде характеристика местного бюджета как устойчивого предполагает, что в долгосрочной перспективе бюджетная система функционирует в состоянии баланса, то есть у системы местного самоуправления наличествуют средства для обеспечения обязательств местного самоуправления.
Это, в свою очередь, обеспечивает устойчивое функционирование бюджетной системы, то есть неизменное состояние бюджетной системы местного сообщества, при котором обязательства местного самоуправления обеспечивается финансовыми ресурсами, привлеченными в качестве доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. Таким образом, сбалансированность местного бюджета гарантирует и его устойчивость.
Направления обеспечения сбалансированности и устойчивости местного бюджета на примере СГО
Как отмечалось выше, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета – это глобальная задача на всех уровнях публичного управления, для решения которой разрабатываются новые методы, инструменты и мероприятия в теории и практике публичного управления.
Это обусловлено тем, что от уровня сбалансированности и устойчивости бюджета территории напрямую зависит эффективность решения публичной властью экономических, социальных, культурных и иных задач и, соответственно, удовлетворение потребностей личности. Иными словами, эффективность публичного управления, в том числе на территории местных сообществ, напрямую связана со средствами обеспечения устойчивости и сбалансированности бюджета.
Теория и практика публичного управления позволяют выделить следующие пути обеспечения сбалансированности и повышения устойчивости местных бюджетов:
- посредством обеспечения обязательств местного бюджета исключительно за счет доходов местной территории;
- посредством обеспечения расходов местного бюджета за счет доходов местного сообщества и направляемых из бюджетов более высокого уровня в качестве финансовой помощи межбюджетных трансфертов;
- посредством привлечения средств для покрытия дефицита бюджета на условиях возвратности;
- посредством формирования на территории местного сообщества резервного фонда, средства которого могут быть использованы в кризисные моменты.
При этом в каждом случае речь идет о собственном инструменте обеспечения сбалансированности и устойчивости местного бюджета:
- когда бюджета формируются за счет собственных доходов необходимо развитие института собственных доходов;
- при обеспечении обязательств бюджета за счет межбюджетных трансфертов необходимо функционирование институтов межбюджетного взаимодействия;
- в случаях, когда в бюджет на условиях возвратности привлекаются финансовые ресурсы для финансирования дефицита, необходимо развивать институт долговых обязательств;
- в случае, когда формируются специальные фонды, необходимо развивать институты кризисного управления.
Кроме того, важно подчеркнуть, что требования сбалансированности и устойчивости местного бюджета должны рассматриваться:
- как принципы его составления, то есть на стадии разработки и планирования бюджетной политики;
- в качестве базовых требований функционирования бюджетной системы и при исполнении бюджета.