Государственное регулирование товарных рынков – это система экономических, административных и нормативно-законодательных мер, предпринимаемых государственными органами в целях обеспечения в национальной экономике устойчивого развития товарных рынков и их адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды.
Сущность государственного регулирования товарных рынков
Развитие современной экономики отличается отсутствием устойчивой стабильности, периодическим возникновением кризисных ситуаций и переходом к состоянию стагнации. В этих условиях возникает необходимость использования государственных механизмов поддержания и увеличения товарного потенциала, что, в свою очередь, способствует ослаблению негативных тенденций социально-экономического развития страны.
Государственное регулирование товарных рынков представляет собой деятельность государственных органов, которая заключается в принятии ими экономических, административных и нормативно-законодательных мер, направленных на обеспечение достижения главных целей национальной экономической политики. К таковым с разной долью условности можно отнести следующее:
- Подержание и стимулирование внутренних производительных сил;
- Обеспечение умеренной интенсивности конкуренции на товарных рынках;
- Повышение степени открытости товарных рынков для иностранных контрагентов;
- Регулирование барьеров входа на рынок потенциальных конкурентов.
Товарный рынок как объект государственного регулирования
Объектом государственного регулирования выступает товарный рынок. Под ним обычно понимают сферу обращения товаров между производителями и потребителями.
В современной экономике существует большое число товарных рынков. Отталкиваясь от товарно-отраслевых признаков можно выделить рынки готовых изделий (включают рынки машин и оборудования, рынки бытовых промышленных изделий, рынки прочих готовых изделий), рынки сырья и полуфабрикатов (включают рынки топлива, рынки промышленного сырья, рынки сельскохозяйственных и лесных товаров), рынки услуг (включают рынки научных изобретений, рынки транспортных услуг, рынки прочих услуг).
Особое значение имеет деление товарных рынков на оптовые и розничные. Их выделение обусловлено структурой товарных рынков, которая включает в себя непосредственных производителей, потребителей и находящихся между ними посредников (оптовых и розничных).
При регулировании товарных рынков необходимо принимать во внимание их сложившуюся инфраструктуру, которая состоит из следующих элементов:
- Организаторы товарного рынка (организации, которые имеют лицензию товарной биржи, торговой системы, ярмарки, выставки);
- Товарные склады (универсальные и специализированные), транспортные терминалы, логистико-распределительные центры;
- Субъекты тароупаковочной промышленности;
- Субъекты информационного обеспечения;
- Субъекты финансово-кредитной подсистемы (кредитные организации, микрофинансовые организации, страховые организации, лизинговые компании и др.);
- Субъекты транспортной подсистемы (перевозчики грузов, транспортные экспедиторы).
Методы государственного регулирования товарных рынков
Государственные органы при реализации политики регулирования товарных рынков в основном используют следующие методы:
- Установление требований к организации и осуществлению торговой деятельности на товарных рынках;
- Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности на товарных рынках;
- Информационное обеспечение в области торговой деятельности на товарных рынках;
- Государственный контроль и надзор в области торговой деятельности на товарных рынках.
Требования к организации и осуществлению торговой деятельности на товарных рынках устанавливаются действующим законодательством. В частности, они предусматривают необходимость государственной регистрации хозяйствующих субъектов (перед началом ими торговой деятельности), соблюдения предельных величин розничных цен на определенные виды товаров, осуществления маркировки отдельных товаров средствами идентификации, обеспечения доступа контрагентов к различного рода информации о товарах и т.д.
Государственное антимонопольное регулирование направлено на формирование на товарных рынках конкурентной среды, на повышение степени конкуренции на них. Данная задача решается государством посредством установления субъектам товарных рынков запретов в части создания дискриминационных условий, создания препятствий для входа на товарный рынок или выхода из него, навязывания контрагентов запрещенных условий, нарушения установленного порядка ценообразования и заключения противоречащих закону договоров.
Система государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности на товарных рынках создается для повышения эффективности управления данной сферой экономики и содействия ее развитию. Ее функционирование заключается в регулярной публикации государственными органами информации о принятых нормативных правовых актах и иных решениях государственных органов, о среднем уровне цен на отдельные виды товаров и др.
Государственный контроль и надзор представляет собой деятельность контрольных (надзорных) органов, которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных действующим законодательством (в частности, гражданским и антимонопольным).
Кроме того, органы государственной власти могут организовывать мероприятия, которые должны содействовать развитию товарных рынков (например, в рамках целевых программ). В частности, могут осуществляться стимулирование проектов строительства логистических центров и поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов.