Государственное регулирование социального предпринимательства – это комплекс правовых, организационных, финансовых, налоговых и иных мер и мероприятий, реализуемых федеральными и региональными органами публичного управления с целью обеспечения поддержки и создания комфортной среды развития для предпринимателей, чья деятельность характеризуется самоокупаемостью, финансово-экономической устойчивостью и направлена на преодоление социальных проблем.
Значение социального предпринимательства
Практика организации публичного управления экономической и социальной сферами демонстрирует необходимость поддержки и развития социального предпринимательства как способа функционирования частных организаций коммерческого и некоммерческого характера для реализации социальных функций инновационными методами. Иначе говоря, социальное предпринимательство, извлекая прибыль или решая некоммерческие задачи, обеспечивает достижение социально полезных целей без участия государственных структур.
Итак, социальное предпринимательство представляет собой осуществление самоокупаемой устойчивой предпринимательской деятельности, направленное на решение социально значимых задач. Это направление предпринимательской деятельности, важнейшее для прогрессивного развития экономики страны, формирования партнерской модели управления страной, объединяет черты предпринимательства как осуществляемой на свой страх риск коммерческой деятельности и благотворительности как деятельности, направленной на решение социальных задач.
Проблемы государственного регулирования социального предпринимательства
На сегодняшний момент в отечественной практике социальное предпринимательство характеризуется следующими особенностями:
- наличествующий на практике феномен социального предпринимательства не получает необходимого правового обеспечения, функционируя преимущественно в рамках, установленных для обычного предпринимательства;
- отсутствие должного уровня правового и финансового стимулирования социального предпринимательства со стороны государства, что обуславливает обращение субъектов рассматриваемой сферы предпринимательства к инструментам сертификации, действующим в зарубежных странах;
- отсутствие эффективной нормативно-правовой базы в рассматриваемой сфере.
На сегодняшний день категорией социального предпринимательства отечественное законодательство не оперирует. В правопорядках зарубежных государств категория социального предпринимательства используется с 80-х гг. прошлого века.
Исследование вопросов нормативно-правового регулирования, в том числе на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований, демонстрирует, что отечественному правопорядку известна лишь категория социального предприятия.
Так, социальными предприятиями в отечественном правопорядке именуются:
- организации, которые поставляют продукт (работу, услугу, товар) социально уязвимым слоям населения на льготных условиях в сравнении с обычными рыночными;
- организации, которые характеризуются в качестве общественно значимых для территории соответствующего публично-правового образования;
- организации, которые ответственно относятся к своей деятельности, учитывая при ее осуществлении общественные интересы.
При этом приведенный термин не в полной мере отражает сущность социального предпринимательства. Так, социальное предпринимательство в практике зарубежных государств раскрывается в следующих признаках:
- социальная направленность деятельности организации: организация функционирует для разрешения или сокращения социальной проблемы, что находит отражение в устойчивых позитивных социальных результатах функционирования организации;
- собственная окупаемость и устойчивость организации в финансово-экономическом смысле: извлечение прибыли от реализуемой деятельности делает возможным решение социально значимых проблем;
- использование предпринимательской модели организации деятельности для решения социально значимых задач: предпринимательский подход к поиску, аккумуляции ресурсов; творческий, инновационный подход к решению социальных проблем.
Основы государственного регулирования социального предпринимательства в России
В отечественной практике правовое регулирование социального предпринимательства находится в зачаточном состоянии: предпринимаются отдельные попытки обеспечения организационной, финансовой, образовательной и иной поддержки предпринимателям, чья деятельность направлена на преодоление социальных трудностей.
Так, на сегодняшний момент на федеральном уровне на основе документов стратегического, социально-экономического, бюджетного планирования профильное министерство (исполнительный орган, в ведении которого находится экономическое развитие) ежегодно утверждает приказы, содержащие:
- характеристики, соответствие которым позволяет отнести предприятие к числу социальных;
- перечень предлагаемых государством таким социальным предприятиям видов помощи;
- процедуру направления средств регионам, которые направляли заявку на выделение средств для поддержки социальных предприятий.
На основе указанных приказов социальная поддержка оказывалась социальным организациям за счет средств бюджета Федерации, направляемым субъектам Федерации для распределения в форме грантов между малыми и средними социальными предприятиями. В последующем система предоставления субсидий была конкретизирована в постановлении федерального правительства, согласно которому социальными предприятиями именуются организации, чья деятельность направлена на достижение социально полезных результатов, улучшение среды жизнедеятельности населения, обеспечение возможностей населения самостоятельно улучшить условия жизнедеятельности и пр.
В последующем был принят специальный закон, определивший социальные услуги, оказание которых установленными поставщиками предусматривает соответствующую компенсацию.