Проблемные города России – это совокупность городов, решение проблем которых в силу объективных факторов и причин не способны самостоятельно обеспечить органы муниципального управления.
Необходимость государственного регулирования проблемных городов России
Муниципальные образования Российской Федерации отличаются значимыми различиями в условиях природно-климатического характера их территорий, транспортной развитости территорий, наличия природных богатств на территориях, иных особенностей существования.
В силу этих причин и факторов развитие муниципальных образований находятся на разном уровне. Города, имеющие преимущество в своем расположении и обеспечении теми или иными ресурсами, располагают средствами для решения проблем населения муниципального образования. В то время как городским поселениям, не отличающимся благоприятными условиями жизнедеятельности, зачастую не хватает собственных средств и средств, выделяемых государством, для решения местных проблем и вопросов. В этом случае государство оставляет за собой право на обеспечение повышенного внимания к проблемам населения, проживающего в таких городах.
Органы государственного управления в этом случае стремятся к нивелированию различий между развитием муниципальных образований, обусловленных объективными причинами. Государство стремится за счет дополнительного финансирования обеспечить равные возможности для развития всех муниципальных образований страны, в том числе проблемных городов.
Направление государственного регулирования проблемных городов России
Государственное регулирование проблемных городов России осуществляется по следующим направлениям:
- во-первых, обеспечение дополнительного финансирования проблемных городов России, призванного преодолеть неравенство в развитии муниципальных образований, обусловленное объективными причинами расположения городов на территории страны;
- во-вторых, обеспечение развития проблемных городов за счет их вовлечения в различные мероприятия мирового уровня и обеспечения необходимой инфраструктурой в рамках финансирования этих мероприятий. Примерами таких мероприятий является спортивные, экономические и иные события, которые позволяют выделять городам дополнительные финансовые средства, формирующие необходимую для этих событий инфраструктуру, а также развивающие эти города в смежных областях;
- в-третьих, разработка и осуществление программ комплексного или направленного развития проблемных городов федеральными или региональными властями;
- в-четвертых, создание возможностей для обмена опытом успешного развития городов на территории страны, организация взаимодействия власти и различных муниципальных образований;
- в-пятых, реализация федеральных и региональных программ, направленных на обеспечение роста населения проблемных городов, формирование в них дополнительных рабочих мест, создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов и так далее.
Принципы государственного регулирования проблемных городов России
Государственное регулирование проблемных городов России осуществляется в соответствии с рядом принципов, к числу которых можно отнести следующие:
- стимулирование и поддержка развития городов, которые неспособны к существованию в режиме саморазвития;
- осуществление поддержки мобильности городского населения проблемных городов, то есть формирование направленной миграции;
- стимулирование и поддержка функционирования и формирования «точек» потенциального роста проблемных городов, особенно расположенных на территориях, имеющих важнейшее геополитическое и политическое значение;
- оперативное реагирование на ликвидацию последствий стихийных бедствий и осуществление взаимодействия с муниципальными властями в этом направлении;
- формирование условий для реализации муниципальными образованиями общегосударственных функций и задач.
Формы государственной поддержки развития проблемных городов на территории страны
Государственное регулирование проблемных городов на территории России обеспечивается в первую очередь дополнительным финансированием этого развития.
К числу наиболее распространенных форм государственной финансовой поддержки развития проблемных городов России относятся трансферты, направляемые в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. На размер дотации существенное влияние оказывают специфические факторы города, включающие в себя потенциал территории налогового, природно-ресурсного, трудового характера, а также показатели муниципального бюджета.
Также государство оказывает поддержку проблемным городам в виде федеральных программ, предоставления налоговых преференций временного характера, помощи в создании дополнительных производственных мощностей, переподготовки населения, законодательной и организационной помощи исполнительным органам муниципального управления.
Помимо этого, государство может использовать косвенные методы воздействия на экономику проблемных городов. Примером такой косвенной меры государственного регулирования проблемных городов России выступает реализация конкретных инвестиционных проектов, направленных на развитие важнейших отраслей экономики города. Функционирование хозяйствующих субъектов всегда связано с определенной территорией. Оказывая поддержку хозяйствующим субъектам, государство тем самым косвенно влияет в положительном смысле на экономику проблемного города.
Еще одной мерой поддержки развития проблемных городов выступает формирование зон налоговых преференций в виде свободных экономических зон, закрытых административно-территориальных образований, территорий проживания малочисленных народов, зон чрезвычайных ситуаций, экологических бедствий и прочего.
В основе государственной поддержки проблемных городов находится законность, целевая направленность помощи, жесткие временные рамки, необходимость достижения определенных результатов, контроль выделяемых средств.