Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства – это специальное направление внутренней экономической политики, опосредующее систему мероприятий по планированию, организации и реализации стратегических и программных целей и задач по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе посредством предоставления льготных налоговых режимов, финансовой поддержки и др.
Значение государственного регулирования малого и среднего предпринимательства
Современное демократическое устройство Российского государства не предполагает прямого вмешательства в экономические, в том числе предпринимательские, отношения частных субъектов. Указанное предполагает, что гражданским законодательством устанавливаются основные принципы и правила гражданского оборота, а частные субъекты свободно на равных условиях реализуют свои экономические, в том числе предпринимательские, права в рамках, установленных законом.
При этом значение малого и среднего предпринимательства для экономики страны крайне велико. Это определяется следующими обстоятельствами:
- малые и средние предприниматели реализуют предпринимательскую деятельность в качестве основной, тем самым они обеспечивают собственную занятость и создают рабочие места для местного и регионального населения. Таким образом, предприниматели малого и среднего уровня обеспечивают занятость населения и, соответственно, финансовое благосостояние населения;
- как демонстрирует международная и отечественная практика, малый и средний бизнес наиболее активно внедряет инновации, развивает новые виды деятельности, то есть более активно реагирует на современные тенденции развития рынка. Таким образом, малое и среднее предпринимательство решает социально значимые функции развития приоритетных отраслей экономики и обеспечения экономического благосостояния государства в целом;
- малый и средний бизнес обеспечивает бюджетное обязательство посредством налоговых отчислений и др.
При этом в виду самой специфики малого и среднего бизнеса этот вид деятельности наиболее сильно подвержен воздействию внешних и внутренних рисков, что, в свою очередь, актуализирует необходимость поддержки развития среднего и малого предпринимательства со стороны государства. Социальная полезность такой поддержки выражается в том, что малые и средние предприятия реализуют социально значимые решения, осваивают инновационные виды деятельности, создают рабочие места, формируют налоговые поступления в бюджет.
Проблемы развития малого и среднего предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство в процессе своего развития сталкивается со следующими проблемами:
- недостаточный приток инвестиций для реализации инновационных решений, освоения и развития новых видов деятельности;
- значительные затраты на маркетинговые услуги для продвижения собственного продукта, конкуренции с крупным бизнесом и конкуренции внутри малого и среднего бизнеса;
- существенная налоговая нагрузка;
- наличие административных барьеров;
- нестабильная экономическая ситуация и др.
В таких условиях значение эффективного государственного регулирования малого и среднего предпринимательства возрастает. Государство должно стремиться к обеспечению комфортной среды для малых и средних предпринимателей, что, в свою очередь, позволит решить важнейшие задачи публичного управления, в том числе обеспечение занятости населения и его благосостояния, развитие экономики, в частности инновационное обновление производства, развитие непроизводственных сфер и др.
Основные направления государственного регулирования малого и среднего предпринимательства
В виду значения малого и среднего предпринимательства в решении социальных и экономических задач развития Российского государства сегодня в стране активно разрабатываются и реализуются целевые программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, государственное управление малым и средним предпринимательством сегодня следует рассматривать как систему методов и мероприятий целевой поддержки и развития субъектов малого и среднего бизнеса для создания наиболее благоприятной среды их функционирования и роста.
Отсюда к приоритетным целям государственного регулирования предпринимательства малого и среднего уровня можно отнести следующие:
- обеспечение устойчивого финансового и экономического состояния на рынке;
- сокращение роста инфляции;
- обеспечение роста занятости;
- рост налоговых поступлений и др.
Осуществление указанных целей публичного управления в сфере малого и среднего предпринимательства предполагает решение следующих стратегических задач:
- выработка и реализация системы правового регулирования поддержки малого и среднего предпринимательства;
- формирование и реализация системы постоянных мероприятий по поддержке и развитию предпринимательства;
- обеспечение равного доступа на рынок, справедливая конкуренция;
- формирование и развитие инфраструктуры экономики, производства и др.
К ключевым мероприятиям целевых программ поддержки предпринимателей малого и среднего бизнеса относятся:
- развитие финансовых организаций на территории регионов, в том числе микроуровня, которые бы обеспечили потребности малого и среднего бизнеса в заемных средствах на льготных условиях;
- развитие на региональной и муниципальной территориях организаций, которые позволили бы субъектам малого и среднего предпринимательства воспользоваться услугами поручительства и гарантиями при привлечении кредитов;
- формирование системы мероприятий образовательного и консультационного характера;
- обеспечение имущественной поддержки, в том числе посредством предоставления нежилых помещений, инструментов, техники малому и среднему предпринимательству;
- формирование системы специальных инструментов поддержки предпринимателей, функционирующих в сфере инновационного производства, в непроизводственных сферах, в том числе посредством направления грантов на развитие в социально значимых сферах и др.