Принципы государственного экологического управления
Отечественное государственное экологическое управление опирается на следующие принципы:
- законности деятельности публичных органов власти на всех уровнях и их должностных лиц при реализации полномочий в области экологического управления, а также законности действий физических лиц и частных организаций как субъектов экологических правоотношений;
- обеспечения задач охраны окружающей среды и рациональное природопользование;
- разделения между органами публичной власти функции по использованию и эксплуатации природных ресурсов и контрольно-надзорной функции;
- оптимального использования экономических ресурсов для обеспечения безопасного природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи государственного экологического управления
Государство в лице своих органов и должностных лиц в сфере управления экологическими правоотношениями решает следующие задачи:
- разработка отверждения стратегических и программных мероприятий для обеспечения эффективного и безопасного природопользования и охраны окружающей среды, в том числе принятие концепций, доктрин, целевых программ на региональном и федеральном уровнях;
- эффективное разделение природных ресурсов между природопользователями;
- постоянный мониторинг территориального расположение природных ресурсов, в том числе исследование недр, лесов и др.
- организация разрешительной системы использования природных ресурсов, в частности выдача соответствующих лицензий и разрешений, привлечение к ответственности за негативное воздействие на окружающую среду;
- организация нормативно-правового регулирования экологических правоотношений;
- организация и функционирование системы контрольно-надзорных органов;
- разрешение споров из экологических правоотношений в административном порядке.
Функции государственного экологического управления
Функции государственного экологического управления можно условно разделить на два основных направления:
- к первому направлению относится органы, реализующие функции правового регулирования экологических правоотношений, а также осуществляющие разрешительную и контрольную деятельность, в том числе планирование экологического управления, нормотворчество в области экологического управления, обеспечение субъектов экологических правоотношений необходимой информацией в области природопользования и охране окружающей среды;
- ко второму направлению относятся органы, реализующие функции по привлечению к ответственности субъектов экологических правоотношений, нарушающих нормы экологического законодательства, в частности определение размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, взимание такой платы с виновных субъектов экологических правоотношений.
Органы, реализующие государственное экологическое управление
Конституционно закреплена функция Правительства России по обеспечению проведения единой политики государства в области управления экологическими правоотношениями. В составе аппарата правительства учрежден Департамент социального развития и охраны окружающей среды. Кроме того, в составе Правительства действует Правительственная комиссия по природопользованию и охране окружающей среды.
В качестве специального органа в области государственного управления экологическими правоотношениями учреждено Министерство природных ресурсов и экологии России. Это федеральный орган, который реализует функции по разработке политики государства в области экологии, по нормативно-правовому регулированию экологических правоотношений в сфере исследования, использования и охраны природных ресурсов, в том числе их воспроизводства. Кроме того, Минприроды России решает задачи безопасной эксплуатации объектов, обслуживающих добычу и использование природных ресурсов, в том числе безопасности при использовании атомной энергии, электрических и тепловых сетей и установок и др.
В связи с тем, что природные ресурсы распределены на территории страны неоднородно, регионам предоставлено право самостоятельного правового регулирования охраны природы и природопользования при учете специфических особенностей соответствующих территорий – политических, социальных, экономических, климатических, исторических и других. При этом Минприроды России реализует функцию контроля деятельности органов власти в части реализации ими полномочий по охране природы, рациональному безопасному природопользованию, и имеет право направить предписание об отмене или изменение региональных нормативных актов.
Значение государственного экологического регулирования
Рациональность поиска, добычи и использования природных ресурсов способна обеспечить экономическую и социальную (культурную, оздоровительную и др.) эффективность природопользования, а самое главное его безопасность для окружающей среды и населения.
Безопасное природопользование представляет собой систему действий органов публичной власти федерального, регионального и местного уровней, а также граждан и организаций, направленных на обеспечение рационального природопользования, на сохранение, восстановление природы, предотвращение отрицательного влияния промышленной и иной деятельности на природу.
Координация усилий органов общей компетенции и специальных органов, реализующих полномочия в области государственного экологического управления, преследующая цели утверждения и реализации принципов безопасного природопользования, является основой государственного экологического управления.
Государственное экологическое управление сегодня ориентировано на соблюдение научно обоснованных и нормативно закрепленных параметров и требований, направленных на предотвращение (ограничение) отрицательного воздействия на природную среду, обеспечивающих сохранение природы и воспроизводство природных ресурсов.